- Василий Леонардович, Украина намерена активизировать отношения с Европейским союзом и подписать соглашение об ассоциации с этим политическим объединением. Как этот процесс отразится на сотрудничестве между ОАО «ТВЭЛ» и НАЭК «Энергоатом»?
- «ТВЭЛ» - глобальная компания, работающая, в том числе, на рынке Евросоюза - в Чехии, Болгарии, Финляндии, Словакии, Венгрии. На сегодняшний день мы не получали от украинской стороны никакой информации об изменении формата отношений. Мы уверены в продолжении сотрудничества и в том, что мы завершим все совместно начатые проекты, главный из которых - строительство украинского завода по производству ядерного топлива в поселке Смолино Кировоградской области.
- Что касается маркетингового плана будущего завода. Сообщается о том, что он будет выпускать до 800 тепловыделяющих сборок в год. Это превышает потребности Украины. Как будет реализовываться излишек продукции?
- На этот вопрос нужно смотреть с нескольких точек зрения. Во-первых, «ТВЭЛ» не определял мощность завода - это был один из ключевых критериев украинской стороны в рамках проведения конкурсной процедуры. Во-вторых, когда строились планы по заводу перспективы развития атомной энергетики Украины были более оптимистичные. Украина планировала наращивать долю атомной энергетики страны путем ввода в эксплуатацию дополнительных 11 ГВт мощностей. Сегодня ситуация по ряду объективных и субъективных обстоятельств изменилась. В-третьих, у нас есть договоренность и опция о том, что после того, как завод покроет потребности в топливе всей украинской энергетики, мы будем говорить о перспективах выхода продукции завода на рынки третьих стран. Безусловно, речь может идти о новых блоках российской конструкции за рубежом, так как действующие обеспечиваются российским топливом в соответствии с долгосрочными контрактами, а зачастую и до конца срока их службы. Вы знаете, что Росатом сегодня имеет самый большой портфель в мире по одновременно сооружаемым реакторам. В частности наши блоки расположены по периметру границ Украины - в Чехии, Болгарии, Венгрии, Словакии. Сегодня ведется строительство в Белоруссии, Турции. География очень широкая, поэтому говорить конкретно о странах пока преждевременно.
- Украина реализует сегодня политику диверсификации поставщиков ядерного топлива. Как вы оцениваете эту политику?
- Требование диверсифицировать поставки ядерного топлива содержится в энергетической стратегии Украины. Там же прописано, что эффективным способом диверсификации является строительство в стране завода по производству ядерного топлива. Для обеспечения диверсификации Украина объявила международный тендер, который выиграл «ТВЭЛ» в 2010 г. В итоге мы реализуем проект в Смолино, в котором 51 процент принадлежит Украине. Мы строим украинский завод по производству ядерного топлива, который удовлетворит потребности всех АЭС Украины и обеспечит энергонезависимость Украины.
- Украина заявила о намерении начать использование нового ядерного топлива ТВСА-12 производства «ТВЭЛ». Расскажите об этом топливе подробнее.
- Ядерное топливо постоянно совершенствуется. Основные пути его модернизации - это: повышенное обогащение урана (до 5%); более длинные топливные кампании и циклы; повышенная ураноемкость топливных кассет; более длинный топливный столб; модернизация топливной таблетки; более высокое выгорание. Благодаря этим мероприятиям повышается КИУМ, реже проводятся ППР, оптимизируются затраты операторов на приобретение топлива, повышается тепловая мощность энергоблоков до 104-110%. По этому пути шло развитие ТВСА. Это топливо имеет более высокие потребительские свойства и эксплуатационные характеристики. С его использованием блоки будут реже останавливаться на планово-предупредительные ремонты - если сейчас ремонт должен быть каждый год, то новое топливо рассчитано на полутарогодовой цикл. Полный цикл эксплуатации ТВСА-12 составляет 5 лет вместо 4 у ТВСА. Повысится коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) АЭС, а значит и экономическая эффективность станций. Например, уже сегодня чешская АЭС «Темелин» работает на 104% мощности. Кроме того, будут существенно оптимизированы затраты НАЭК на покупку топлива, что послужит, в том числе, дополнительным инвестиционным ресурсом для продления сроков эксплуатации АЭС.
- Возможно ли эксплуатировать ТВСА-12 в смешанной активной зоне с топливом Westinghouse, как это делалось с ТВСА на Южно-Украинской АЭС?
- На сегодняшний день топливо Westinghouse не является референтным для блоков ВВЭР. Решение о его дальнейшем внедрении лежит в зоне ответственности украинской эксплуатирующей организации. Что касается экономики, то нынешнее американское топливо рассчитано на четырехлетнюю эксплуатацию и очевидно не сможет работать совместно с топливом ТВСА-12, рассчитанным на пятилетнюю эксплуатацию.
- Westinghouse также заявил о намерении модернизировать свое топливо после выявленных по опыту эксплуатации на втором и третьем энергоблоках ЮУАЭС конструкционных дефектов. Как вы считаете - американской компании удастся остаться на украинском рынке?
- Я не вправе комментировать этот вопрос, потому что он находится в зоне ответственности украинской стороны. Насколько нам известно, украинский регулятор отказал в дальнейшей эксплуатации свежего ядерного топлива компании Westinghouse на рынке Украины. Кроме того, из открытых источников следует информация о том, что ГИЯР Украины получила только предварительные и только часть материалов по новой конструкции топлива Westinghouse. Таким образом, с технической точки зрения окончательные выводы делать пока преждевременно. Что касается нашей политики при принятии решения о продолжении сотрудничества с Westinghouse, однозначно, никаких нерыночных действий предпринимать не собираемся. У нас достаточно коммерческих и технических преимуществ для открытой и прозрачной конкуренции. Однако в этом контексте Украине важно синхронизировать свои обязательства, принятые в рамках проекта «Завод в Украине», с планами по сотрудничеству с Westinghouse.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber