RSS
Истории
5 августа 2016, 13:10
Переходный период в энергетике Европы: основные тренды. Часть 1
Глобальный процесс изменений в секторе энергетики и энергоснабжения неизбежен, и Европа в этом процессе движется быстрее, чем любой другой регион.

Как рынок, Европейский Союз (ЕС) является крупнейшим импортером энергии в мире, закупая 53% необходимых ему энергоресурсов с ежегодными затратами около 400 млрд евро (447 млрд долл.). Такое положение влияет на многие аспекты энергетической политики, включая те, которые за последние 10 лет сделали ЕС главным реформатором в секторе электросетей.

Издание Forbes провело анализ переходного процесса в секторе энергетики Европы и представило основные тренды и переломные моменты энергетической отрасли.

Растущее число программ и норм по снижению выбросов углерода. В долгосрочной перспективе влияние Парижского климатического соглашения будет значительным. Соглашение, которое подписало рекордное количество стран (175), направлено на ограничение глобального потепления до 2 °C к 2100 году.  Европейские страны, города и энергосистемы не затягивают с ратификацией документа, и намерены принимать незамедлительные меры по достижению одобренных в Париже целей. В мировом масштабе многие города подписались под достижением 100% «чистой» энергии, среди которых европейские: Копенгаген (Дания), Мальмо (Швеция) и Мюнхен (Германия).

Единый энергетический рынок стран-членов ЕС является ключевым элементом, укрепляющим союз, независимо от участия в этом союзе Британии, отмечают в Forbes. Кстати, Великобритания приняла законодательство, обязывающее страну достичь снижения выбросов сопоставимых с ограничением потепления на 2 °C, (Акт об изменении климата, 2013), а также закрыть 100% угольной генерации к 2025. Влияние ЕС может быть больше, так как его политика может распространиться и на страны, окружающие Евросоюз, но к нему не принадлежащие, прогнозирует консультационное агентство Navigant. Так, страны, сотрудничающие с ЕС, будут стремиться получить тройную выгоду - устойчивость климата, повышение эффективности и продуктивности, а также повышение энергетической безопасности. Это не говоря о том, что ЕС, как торговый партнер, будет требовать соблюдения своих «зеленых» стандартов, и их нужно будет придерживаться, чтобы не потерять место на рынке.

Смещение в использовании энергогенерирующих источников. Согласно данным EIA (Energy Information Administration, США) общая мощность генерации Европы в 2016 году вырастет на 7 ГВт. Большинство новых установленных мощностей в Европе припадает на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) - 75%, из которых ветровые мощности составляют 44%, солнечные - 29%. Хотя новые угольные и газовые мощности все еще вводятся  (16% и 6% роста соответственно), количество их вывода из эксплуатации значительно перевешивает.

В то время, как недавнее снижение субсидий для солнечной энергетики остановило ее рост, объемы роста ветровых мощностей увеличиваются с нарастающей силой. Хотя в ЕС все еще нет эффективного масштабного решения непостоянства выработки энергии из ВИЭ, которое бы включало аккумулирование энергии, и решение по сетям, объединяющим энергосистемы стран-членов.

Природный газ, очевидно, играет роль переходного топлива в процессе перехода на возобновляемые источники. Принимая во внимание доступности запасов природного газа, более низкие и стабильные цены, а также растущую импортную способность Европы, ожидается рост ввода в эксплуатацию газовых электрогенерирующих мощностей, по крайней мере в среднесрочном будущем.

Более традиционные генерирующие активы, в частности угольные и атомные, сталкиваются с неопределенность. Для угольной генерации, любой сценарий представляется пессимистичным. Так, более старые угольные ТЭС закрываются, другие переводятся на биотопливо. Атомная энергия занимает 25% от всего энергопотребления в Европе, и любое изменение ее роли в энергобалансе потребует некоторого времени. В то же время отношение к атомной энергетике подчеркивает значительные различия в энергетических политиках в разных странах ЕС, в частности и на европейском континенте, в целом. Атомная энергетика была полностью уничтожена в Германии, в то время как в Великобритании она все еще может продемонстрировать свой подъем, если правительство решит принять финансирование строительства АЭС «Хинкли Поинт». Новые АЭС также сооружаются во Франции, Финляндии и Словакии.

Германия пережила самый заметный переход в плане источников энергии в Европе: страна переводит экономику на "зеленую" энергию, и в то же время ускоряет выполнение программы по выводу из эксплуатации АЭС. В результате этого две крупнейшие энергокомпании ФРГ разделяют свой бизнес, чтобы с одной стороны сфокусироваться на ВИЭ, модернизации электросетей и распределении энергоресурсов, а с другой - на традиционных источниках энергии и продажах. Германия стала ключевым экспортером энергии, и ее резкое смещение в сторону ВИЭ значительно повлияет на соседние страны. Им придется перенастраивать свои электросети, и вкладывать новые инвестиции, чтобы управиться с влиянием непостоянного поступления энергии в собственные энергосистемы.

Обеспечение акционерной стоимости за счет слияний и поглощений (M & A), реструктуризации и отчуждения. Создание новых венчурных компаний, слияния, поглощения и отчуждения прав в Европе происходят непрерывно. В поисках акционерной стоимости за счет масштаба, увеличения синергии и снижения воздействия менее производительного бизнеса, энергокомпании будут продолжать изучать указанные выше варианты сотрудничества с конкурентами.

Европейский лидер в секторе ВИЭ, компания DONG Energy провела крупнейшее первичное размещение акций на бирже (IPO), которые оцениваются приблизительно в 13,5 млрд евро (15 млрд долл.), а компания RWE Innogy планирует свое IPO к концу года. Компании Engie и Centrica вкладывают миллиарды в многочисленные приобретения, чтобы создать новые  предприятия по распределению энергоресурсов и предоставлению энергетически услуг. EDF, Enel и другие продолжают скупать активы за пределами Европы, в поисках глобального расширения и акционерной стоимости. Но, несмотря на крупные приобретения, большинство активности по слияниям было сконцентрировано на отчуждении непрофильных активов, в ходе которой энергокомпании продали 1 ГВт ветровых мощностей инвесторам.

Глобализация энергетических ресурсов: ЕС активно пытается достичь климатических и энергетических целей, объявленных к 2030 году, посредством укрепления безопасности энергопоставок и установления доступных цен. Также ЕС намерен стать мировым лидером в области возобновляемой энергетики. Достижение этих целей требует преобразования электроэнергетической системы - объединения энергосистем каждой отдельно взятой страны в единый энергорынок. Также Евросоюзу предстоит достижение баланса между обеспечением потребностей потребителей, внедрением новых технологий, содействием инвестированию в ВИЭ, а также принятием во внимание независимости каждой страны-члена. Самым проблемным вопросом этой инициативы является объединение изолированных национальных и региональных электрических сетей в интегрированный, безопасный в вопросе поставок энергорынок. После того, как Великобритания проголосовала за выход из ЕС, возникает ряд вопросов о будущей энергетической политике, хотя говорить о влиянии на нее Brexit все еще рано. Ясно то, что более высокий уровень взаимосвязи (как по морю, так и по суше) и энергоэффективность будут по-прежнему ключевыми аспектами энергетической политики ЕС, которым будет уделяться наибольшее внимание.

Новые участники рынка и смежные секторы. Новые участники рынка видят в европейском рынке электроэнергетики финансовый потенциал в 1,3 трлн евро (1,5 трлн долл.), что подрывает роль представителей традиционной энергетической промышленности, и забирает долю рынка у энергокомпаний. Новые участники рынка включают производителей, технологические компании (от стартапов до глобальных, таких как Apple, Amazon и Google), телекоммуникационные компании, и провайдеров других сетевых услуг, и даже компании, добывающие углеводороды (такие как Total).В Европе возникают новые участники рынка в сфере ВИЭ, распределении энергоресурсов, энергоэффективности, энергоменеджмента, по созданию «умных» сетей, инфраструктуры для «зеленого» транспорта и др. Также наблюдается углубление сотрудничесива между энергоснабжающими и добывающими компаниями, что демонстрирует влияние появления новых игроков на традиционный рынок электроэнергетики. Так, Shell возвращается к возобновляемым источникам, а Total объявила о создании отдельного предприятия для работы в сфере газа, ВИЭ и электроэнергии, которое должно помочь компании за 20 лет стать крупнейшим игроком в секторе возобновляемых источников.

Влияние выбора потребителей и изменение спроса. Теперь и жилой, и промышленный, и коммерческий секторы хотят контролировать свое энергопотребление, также как и то, какую именно электроэнергию они покупают. Но помимо доступности вариантов для выбора (в конкурентных рынках), потребители теперь хотят иметь возможность самостоятельно генерировать энергию и продавать ее в сеть. Многие бытовые потребители в Европе устанавливают, и будут продолжать устанавливать солнечные панели на крыше, несмотря на снижение государственных субсидий, и общие объемы генерируемой домохозяйствами электроэнергии будут расти. В коммерческом и промышленном секторах, международные корпорации, такие как Amazon, Apple, Cisco, Google, HP, Mars и многие другие крупные закупщики энергии в Европе серьезно нацелены на использование устойчивых энергетических решений. Например, шведский мебельный ритейлер IKEA намерен полностью перейти на возобновляемую энергетику к 2020 году, и планирует инвестировать до 1,5 млрд евро (1,7 млрд долл.) в ветряную и солнечную энергетику в рамках своей природоохранной стратегии. Компания не исключает того, что может стать поставщиком избытка от выработанной «зеленой» электроэнергии  в сеть.

Появление Energy Cloud («Энергетического облака»). Старая инфраструктура замещается, и стремление к более чистой, гибкой (разветвленной) и «умной» инфраструктуре, известной как Energy Cloud, будет нарастать.

Energy Cloud, или «энергетическое облако» - это новая платформа для двухстороннего потока энергии с интеллектуальной сетевой архитектурой, которая призвана максимально эффективно поставлять более доступную, качественную «зеленую» электроэнергию. Несмотря на то, что это смещение создает значительные риски для действующих предприятий энергетики, оно все же предлагает большие возможности на рынке, который становится все более открытым, конкурентоспособным и инновационным. Подогреваемый стабильным в ЕС спросом на эффективное распределение энергоресурсов, активностью в вопросах декарбонизации и внедрения «умных сетей», Energy Cloud повлияет на политику и регулирование, и на способ эксплуатации, сетей в Европе.

Перечисленные тренды развития сектора в Европе ускоряют преобразование энергорынка, позволяя заходить в него новым игроками, оказывая давление на существующих участников, и преобразуя традиционные стратегии и бизнес-модели.

Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber

По материалам: forbes.ua
ELEKTROVESTI.NET экономят ваше время
Подпишитесь на важные новости энергетики!
Подпишитесь на ЭлектроВести в Твиттере
Самое читаемое