Даже при том, что государства всячески оказывают поддержку, платят «зеленые тарифы» и выдают грантовые средства, далеко не все игроки рынка ВИЭ могут стать прибыльными. Даже если их идеи хороши, а технологии востребованы.
Поэтому «ЭлектроВести» выбрали для вас знаковые примеры из разнообразных отраслей «зеленых» технологий, риск которых не оправдался. По различным причинам эти компании закрылись, обанкротились и были перепроданы за малые доли от своей былой стоимости.
Endurance Wind Power. Ветроэнергетика. Год банкротства - 2017
Endurance собирала ветряные турбины малой мощности (50 кВт и 225 кВт) на заводе в Суррее (был открыт в 2014 году), Великобритания.
Компании пришлось свернуть свою деятельность потому, что в Британии уменьшили объемы субсидий для малых объектов ветроэнергетики (домашних фермерских домохозяйств) - основного рынка компании. Так говорят в самой же Endurance Wind Power.
Компания за время своего 10-тилетнего существования получила массу наград в бизнес-среде. В 2015 году она была названа самой быстрорастущей компанией года в Британии. Уже в ноябре 2016 компания объявила о банкротстве.
Aquion Energy. Батареи для хранения «зеленой» энергии. 2017 год
Компания разрабатывала аккумуляторные батареи для хранения солнечной и ветровой энергии. Она привлекла множество инвестиций, и в числе инвесторов даже был Билл Гейтс. Aquion Energy была названа компанией года в Северной Америке, а также получила 5,8 млн безвозмездной господдержки от Минэнерго США на развитие.
Компания развивала многообещающую технологию - альтернативу литий-ионным батареям - аккумуляторы, которые состояли только из нетоксичных и невоспламеняющихся химических веществ.
С середины 2014 Aquion Energy наладила коммерческое производство батарей и обещала даже создать более 300 рабочих мест. Но за два года работы завода создала лишь 50, а вскоре и вовсе прекратила производство. Процесс банкротства компания начала в марте 2017.
SunEdison. Солнечная энергетика. 2016 год
Почему так случилось, что компания, которая была на рынке более 10 лет, занималась разработкой и реализацией солнечных проектов по всей Америке общей мощностью 4,3 ГВт, обанкротилась, оказавшись должна кредиторам более $16 млрд? Если вкратце, то компания попыталась очень сильно увеличиться за очень короткий срок. Так, за последних полтора года она поглотила компании, общая стоимость которых оценивается в $2,6 млрд. Это была слишком большая сумма для SunEdison, и она оказалась не в состоянии погасить долги.
После разбора полетов, оказалось, что компания постоянно держалась на плаву благодаря всё новым и новым инвестициям, среди которых был и кредит под федеральные гарантии в размере $200 млн.
В 2016 компания уволила более 1000 работников, отменила все заказы и объявила о банкротстве. Но и в таком состоянии ее активы оценивались в $1 - 1,5 млрд.
Abengoa SA. Солнечная энергия, биогаз. 2016 год
Испанская компания Abengoa SA была одним из ключевых игроков на рынке солнечной энергетики в США, хотя также вела крупные биогазовые проекты. Общий объем долгов перед объявлением процедуры банкротства компании оценивался в $16,5 млрд.
Компания получила $2,7 млрд в виде субсидий в рамках федеральной программы поддержки «зеленой» энергетики правительством, а также миллиарды грантовых средств и инвестиций.
Abengoa запустила биогазовый завод в Канзасе, для чего взяла кредит в $132 млн под гарантии Минэнерго США. Интересно, что компании удалось выплатить весь заем, не продав при этом ни одного галлона биоэтанола.
«Мы произвели достаточно биоэтанола, чтобы продавать, но решили пока этого не делать, и хранить продукт на объекте... Мы международная компания, и мы решили погасить кредит из других источников», - говорили в октябре 2015 в Abengoa. В марте 2016 компания начала процедуру банкротства, как в Испании, так и в США.
Причиной провала называют то, что компания просчиталась с прогнозами роста рынка «зеленой» энергии. Он оказался медленнее, чем ожидали в Abengoa.
QBotix. Робототехника для солнечных станций. 2015 год
QBotix разрабатывали двухосевые трекерные системы (системы слежения за положением солнца) для солнечных установок, в которых трекерный механизм был бы в виде «посаженного на рельсы» робота. Робот этот должен был менять положение солнечных панель каждых 40 минут.
Но пока разработка робота усовершенствовалась, одноосевые трекеры, уже преобладавшие на рынке, также не стояли на месте в своем развитии. При этом еще и дешевели. Может, QBotix и смог бы довести свои разработки до коммерциализации, если бы рынок был более открытым для таких нововведений, говорят в компании, называя рынок солнечной энергетики весьма консервативным как для «зеленой» технологии.
На свои разработки стартап привлек $19,5 млн инвестиций, в том числе и от мировых компаний - Siemens Ventures, E.ON and Iberdrola.
KiOR. Биотопливо. 2014 год
Компания KiOR разработала технологию, которая должна была преобразовывать отходы биомассы в «зеленое» топливо для автомобилей. Компании, в которую вложил средства известный венчурный инвестор из Силиконовой долины Винод Хосла, и в совете директоров которой сидела сама бывший госсекретарь Кондолиза Райс, за два года работы так и не удалось произвести ни литра биотоплива.
В конце 2014 года компания объявила о банкротстве, а ее руководство столкнулось с обвинениями в мошенничестве - что они вводили инвесторов в заблуждение относительно объемов выхода биотоплива (количество, которое можно сделать за тонну древесной щепы) и объемов доступного сырья.
Говорят о двух возможных причинах, почему проект KiOR оказался нежизнеспособным: либо виноваты инвесторы, которые пожалели средства в самый ответственный момент, либо инженеры, которые распоряжались полученными средствами. При этом почти все соглашаются с тем, что в KiOR были проблемы с подбором кадров - было много сотрудников с научными степенями, но мало людей, которые на практике знали, что нужно делать.
Весной 2016 KiOR тихо переименовала себя Inaeris Technologies и запустила скромный веб-сайт, с фокусом на потенциале, а не достижениях технологии.
Венчурный инвестор Хосла, как оказалось, объявил войну нефти и вложил средства во множество проектов по биомассе и биотопливу, так как считает, что биосырье способно заменить «большую часть бензина в течение 25 лет». Большинство его начинаний в сфере биоэнергетики в США также постигла неудача.
Lilliputian Systems. Зарядные устройства. 2014 год
Компания намеревалась выпустить на рынок зарядное устройство Nectar для носимой техники. Устройство представляло собой заполненные бутановым топливом картриджи, которые обеспечивали подзарядку гаджетов через USB разъем. Но до рынка эта задумка, реализованная в прототип (и даже демонстрируемая на Международной выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе) так и не дошла. Хотя сам стартап просуществовал почти 13 лет.
В чем же проблема? Эксперты утверждают, что разработка, которая начиналась в лаборатории MIT (Массачусетский технологический институт) слишком рано из нее выбралась, и что еще несколько лет, чтобы подготовить прототип к рынку были бы не лишними. На свою разработку Lilliputian Systems привлекло $150,4 млн, которые инвесторы так и не вернули обратно.
Better Place. Батареи для электромобилей. 2013 год
Компания Better Place продвигала идею строить станции замены батарей в электрокарах. Компания даже успела договориться о партнерстве с Renault, что подразумевало разработку службы QuickDrop для быстрой смены батарей электромобилей Fluence. На точках QuickDrop можно было бы в течение 5 минут поменять разряженный аккумулятор на полностью заряженный.
Renault планировали продать 100 тыс. электромобилей Fluence ZE в Израиле и Дании к 2016 году. К моменту банкротства Better Place (в 2013 году) было продано всего 1400 таких машин.
Стартап начал свою деятельность в Израиле, и планировал распространить свою деятельность в Австралии, Нидерландах, Китае и США. Но ему не удалось подтвердить жизнеспособность модели при ее масштабировании на более крупные рынки.
Beacon Power. Балансирование непостоянства «зеленой» генерации. 2011 год
Beacon Power устанавливала огромные вращающиеся колеса, использующиеся в качестве накопителя (маховики), которые очень быстро поглощают и также быстро отдают поглощенную энергию. Эти колеса-маховики, помещенные в вакуумную камеру, могут хранить 30 кВт энергии в течение нескольких секунд, или даже минут, что можно использовать для регулирования нестабильности в сетях.
Компания построила первый проект мощностью 3 МВт в 2008 году и планировала построить уже крупномасштабный объект из 200 колес на 20 МВт и на $69 млн ($43 млн компания получила от Минэнерго США). А через год компания заявила о банкротстве. До этого, правда, заработав $2 млн (в 34,5 раз меньше, чем было вложено в проект).
История компании на этом не закончилась - в 2012 году частный инвестор купил активы Beacon Power Corp., переименовал их в Beacon Power LLC и продолжил реализовывать незаконченные проекты.
Solyndra. Солнечная энергетика. 2011 год
Solyndra была создана в 2005 году американским изобретателем Крисом Гронетом. Незадолго до открытия компании Гронет запатентовал принципиально новые солнечные батареи, которые состояли из множества цилиндров (эту особенность структуры и обыграли в названии компании - солнечный цилиндр).
В 2009 году оборот компании достиг $100 млн, и стоимость компании достигла небывалых $1,22 млрд. В Solyndra пришли звездные инвесторы и правительственные гарантии по кредиту на $535 млн. Но в 2011 году все 1100 сотрудников компании были отпущены по домам, и дверь в компанию за ними закрыли.
По факту оказалось, что компания продавала «доллар за 90 центов»: высокая себестоимость продукции, плюс падение цен на кремний, снизившее себестоимость продукции их конкурентов, заставили их закрыться. В США также поговаривают, что Solyndra запустила производство панелей по непроверенной технологии, которая коммерчески оказалась нежизнеспособной.
Несмотря на многие провалы в плане реализации «зеленых» технологий, инвестиции в возобновляемые источники энергии продолжаются.
Так, общемировой объем инвестиций в сектор в прошлом году составил $241,6 млрд (без учета крупных ГЭС). Это при том, что стоимость технологий в сфере ВИЭ за период с 2011 года (когда в ВИЭ было вложено $211 млрд) значительно снизилась (стоимость солнечных панелей, например, сократилась на 80%).
В 2016 году произошло ключевое, как говорят эксперты, событие - ВИЭ заняли 50% введенных мощностей в электроэнергетике. Это свидетельствует о том, что «зеленые» технологии способны отойти от зависимости от господдержки и составить серьезную конкуренцию традиционным ископаемым видам топлива.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber