В штате много солнечных электростанций и мало мощностей для накопления сгенерированной электроэнергии, поэтому приходится отключать электростанции, или отдавать лишнюю энергию в соседние штаты еще и приплачивая за её использование, лишь избежать перегрузки своих сетей.
14 дней в марте, 8 дней в январе и 9 дней в феврале 2017 года соседняя Аризона получала электроэнергию с доплатой от Калифорнии. Бесплатные поставки электричества Аризоне могли быть и больше, если бы власти Калифорнии не распорядились временно остановить ряд солнечных электростанций или хотя бы частично снизить генерацию. По оценкам экспертов, Калифорния доплачивает соседям (поставки идут не только в Аризону) до $25 за МВт-ч, в то время как сами потребители в нормальной ситуации, когда нет переизбытка, обычно платят от $14 до $45 за МВт-ч.
Рост солнечной генерации в два раза
За 5 лет доля солнечной энергетики выросла с нуля до 13,8% в 2016 году. В частности, 9,6% в энергобалансе занимают коммерческие солнечные электростанции, а 4,2% - бытовые панели на крышах домов.
В целом ВИЭ обеспечивают 27% все электроэнергии в Калифорнии. В марте 2017 был установлен рекорд «зеленой» генерации - 82,08 ГВт-ч. В 1м квартале 2017 объем генерации солнечных и ветряных электростанций была в 2 раза больше, чем годом ранее.
Калифорнийский парадокс
В Калифорнии отсутствует единое ведомство, которое бы координировало энергетическую политику, поэтому нет четкого централизованного управления, которое позволило бы избежать ряда устранимых проблем. Например, солнечные электростанции останавливаются из-за переизбытка электроэнергии, в то время как газовые электростанции продолжают работать в прежнем режиме. Также присутствует парадокс с ценами: электроэнергия в соседние штаты поставляются с доплатой из-за переизбытка, но сами жители Калифорнии платят за электричество по тарифам на 50% выше, чем в среднем по остальным штатам США.
Получается, что с одной стороны Калифорния приняла цель выйти на показатель 50% энергии из возобновляемых источников к 2030 году - в результате, эффективность солнечных панелей растёт, а цены на них и стоимость генерации стремительно падают.
С 2010 по 2016 годы себестоимость солнечной энергии снизилась на 73%, то есть почти в четыре раза - и сейчас составляет 5-6 центов за кВт-час. Это примерно столько же, сколько стоит электроэнергия с газовой электростанции и примерно вдвое дешевле атомной энергии.
С другой стороны, регулирующие органы продолжают одобрять заявки энергетических компаний на строительство новых газовых ТЭС, что приводит к переизбытку электроэнергии.
Регуляторы оправдываются тем, что при переходе от углеводородов к ВИЭ перекрытие генерации (ее избыток) неизбежно. Так поскольку потребление электричества сильно отличается и в разное время года (летом оно выше из-за работающих кондиционеров, а зимой ниже) и в разное время суток (мощность генерации достигает пика в полдень и зависит от облачности). Поэтому регуляторы говорят, что отказываться от надёжных газовых электростанций, которые могут подстраховать непостоянные ВИЭ, пока нельзя, то есть периодический переизбыток электроэнергии неизбежны.
Почему избыток - это плохо для ВИЭ?
Такие проблемы есть не только в Калифорнии. Так, уже два года подряд такой же кризис перепроизводства солнечной энергии происходит в Чили: в 2015 году цены на электроэнергию 192 дня падали до нуля из-за излишней генерации, в 2016 году нулевые цены держались 113 дней подряд.
И в этих нулевых ценах на электричество нет ничего хорошего для ВИЭ. Частные компании, которым принадлежат солнечные электростанции, не получают деньги на развитие, на выплату кредитов и время от времени работают в убыток. К тому же, сам факт перепроизводства может говорить о замедлении экономического роста (электростанции строятся не просто так, а в соответствии с определённым уровнем энергопотребления и часто с учётом ожидаемого экономического роста).
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber