RSS
Новости
11 июля 2017, 12:43
«Бумажный проект» украинского ветропарка: как получить землю, но не построить ВЭС
Не все заявленные планы о строительстве «зеленых» мощностей в Украине сбываются, как ни прискорбно. Иногда появляются объявления о начале развития проекта, даже из официальных источников, которые не имеют под собой никаких оснований. Оказывается нельзя вот так, на ровном месте, заявить о начале строительства ветропарка, если до этого никто не знал о том, что велась его подготовка.

На прошлой неделе стало известно, что в Херсонской области местная райгосадминистрация выделила землю под строительство ветропарка мощностью 110 МВт. К сожалению, есть все основания предполагать, что эти планы не сбудутся, и что проект останется лишь на бумаге.

Эксперты говорят, что местные власти не могут просто взять и вручить компании землю, забронировав строительство на ней ветроэлектростанции. Тем более, определив «на глаз» ее мощность. Территорию для ВЭС необходимо изучить, подготовить, и только потом можно будет получать разрешение на строительство. И делать это все должна сама компания, которая заинтересована реализовать проект.  Компания, которая на рынке меньше года, физически не может заявлять о том, какая мощность будет у ее проекта.

 «Пока не пройден предварительный этап, заявлять о том, что компания уже строит проект нельзя. Я такие проекты называю «бумажными», потому что на бумаге есть какое-то предварительное решение местной администрации о том, что они не против, чтобы здесь развивался проект. Но это не значит, что на этой территории он может быть построен», - рассказал глава Украинской Ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) Андрей Конеченков в комментарии порталу ЭлектроВести.

Что нужно сделать, чтобы действительно построить ветростанцию:

Сначала компании выдается техническое задание, на основании которого проводятся предварительные исследования. В первую очередь, измеряется ветер на планируемой площадке. Это занимает 1 год и 2 месяца (+2 месяца - на случай корректировки данных, для того, чтобы повысить точность анализа).

Ветроизмерения позволяют определить, стоит ли вообще на этой площадке строить ветростанцию - попросту говоря, окупятся ли планируемые в проект инвестиции. А еще дает возможность определить, какие турбины необходимо закупать - чтобы наиболее эффективно генерировать энергию.

Также необходимо провести хотя бы предварительную оценку влияния на окружающую среду, чтобы планируемая ВЭС не попала в заповедную зону, или другие территории, где она может навредить экосистеме. В частности, проводятся орнитологические исследования, на которые требуется 1 год.

Кроме того, нужно выбрать землю, которая разрешена законом (не сельскохозяйственного назначения), либо поменять ее назначение, и провести все необходимые общественные слушания с местным населением, что тоже занимает около года.

То есть для разработки проекта и доведения его до строительства требуется минимум полтора года.

Компания, которая полгода назад была только зарегистрирована (а именно такой и является компания, получившая землю в Белозерском районе), не может заявлять о том, что она готова строить проект на конкретном участке, и тем более указать какой конкретной мощности. Она может только сейчас приступить к проведению ветроизмерений, проведению оценки воздействия на окружающую среду.

Еще один важный вопрос. Заявить о мощности ветропарка предварительно не договорившись о поставках турбин с производителем невозможно:

«Вы захотите строить ветропроект и через месяц объявите, что я готов его строить, но вам ни одна компания-производитель не даст ответ, сможет ли она поставить ветротурбины на эту площадку, не понимая ситуации - где они будут размещены, какой мощности, какого класса нужны эти турбины... Это не магазин канцтоваров», - добавил г-н Конеченков.

Более того, данные ветроизмерений и оценки воздействия на окружающую среду - это обязательные условия получения кредита. Без них банк просто не выдаст компании кредит под строительство. А объекту мощностью 110 МВт он явно бы понадобился.

«Компания, которая хочет развивать свой ветровой проект в первую очередь обращается либо в профильную Ассоциацию (УВЭА), либо она идет к Госагентство по энергоэффективности, или другие ведомственные структуры, которые могут предоставить информацию о том, что нужно сделать, чтобы проект ветропарк реализовать», - сказал глава УВЭА, добавив, что никаких открытых данных о проекте нет.

Зачем тогда делают «бумажные проекты»?

Наиболее вероятная судьба - это покупка компанией-посредником, которая, в свою очередь, захочет его кому-то (иностранному инвестору) перепродать. Но не факт, что в итоге ветропарк будет построет.

Посредник - это компания, которая имеет связи либо с инвесторами, либо с другими более высокопоставленными посредниками. Ее задача купить проект, который уже готов для строительства, и перепродать его, либо как недостроенный, либо в том виде, в котором его купили. Посредники нужны, так как они могут открыть двери инвесторам, для которых этот рынок новый. Но для этого у посредников должны быть реальные проекты.

Такая компания-посредник, чтобы с чего-то стартовать, готова найти любой проект. Поэтому их интересуют разрешения на уровне местной власти, чтобы за что-то зацепиться. А когда реальный инвестор появляется, он видит, что этот проект пустой, и в конечном итоге это ни к чему не приводит. И подрывает репутацию сектора в стране, где такое происходит.

Но, по словам, главы УВЭА, в Украине таких проектов немного:

«На сегодня таких «бумажных» проектов очень мало, - отмечает г-н Конеченков. - Их очень быстро индентифицируют как проекты, которые под собой не имеют никакого развития. И любой посредник точно также его потеряет, потому что под этим проектом ничего нет. Я не думаю, что сейчас в Украине смогут долго покупать и перепродавать эти «бумажные» проекты.»

Как ситуация обстоит с «молодыми» компаниями в сфере солнечной энергетики?

Солнечная энергетика развивается в Украине сейчас очень активно - сообщений о выделении земли в разных областях Украины поступает все больше. Иногда оказывается, что землю эту получают компании, которые были зарегистрированы лишь несколько месяцев назад.

Но ситуация с солнечными станциями отличается от ветропарков. Во-первых, подготовка проекта занимает меньше времени - не нужны годовые измерения, достаточно понимать солнечный потенциал на этой территории. Во-вторых, в Украине действует высокий «зеленый» тариф - на уровне 16 евроцентов/кВт-ч (тогда как средний по миру - 5 - 8 евроцентов/кВт-ч) - это привлекательное условие для развитие сектора.

«Пока в Украине сохраняется высокий зеленый тариф, то интерес к ней достаточно высок. И пока тариф будет на таком уровне, солнечная энергетика будет все больше набирать обороты. Поэтому, я думаю, что любой заявленный проект, если он не сталкивается с проблемами выделения земли в рамках местной администрации, будет построен», - сообщил глава УВЭА.

Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber

По материалам: ЭлектроВести
ELEKTROVESTI.NET экономят ваше время
Подпишитесь на важные новости энергетики!
Подпишитесь на ЭлектроВести в Твиттере
Самое читаемое