Но, как оказалось, дело не только в замороженных миллионах. Роковую роль в судьбе одной из крупнейших в мире гидроаккумулирующих электростанций может сыграть «человеческий фактор», а именно - недавняя смена ряда руководящих лиц «Укргидроэнерго». Ведь это предприятие выполняет от имени государства функции заказчика строительства.
В связи со сложившейся критической ситуацией, грозящей перерасти - если не принять срочных мер - в масштабную техногенную катастрофу и громкий международный скандал (станция расположена на самой границе с Молдовой), Сергей Лисниченко, генеральный директор «Энергопрома» - генподрядчика ГАЭС, повторно направил срочную телеграмму министру топлива и энергетики Юрию Бойко. «Довожу до вашего сведения, - говорится в телеграмме, - что должностные лица ОАО «Укргидроэнерго» на протяжении длительного времени бойкотируют строительство Днестровской ГАЭС. Ввиду отсутствия финансирования под угрозой выполнение первоочередных мероприятий по безопасности и сохранению государственного имущества».
- Предыдущие наши обращения по непонятным причинам остались без внимания, - рассказывает Сергей Лисниченко. - Насколько мне известно, они до министра просто не доходили. Только информационным блокированием и можно объяснить более чем прохладное отношение к нынешним проблемам ГАЭС. А ведь намеченная стратегия развития энергоотрасли Украины предполагает наращивание гидроаккумулирующих мощностей. Сам Юрий Бойко не раз подчеркивал в числе своих приоритетных задач на посту министра полноценное использование экспортного потенциала отечественной электроэнергетики.
Пиковая энергия Днестровской ГАЭС будет очень востребована - ее крайне выгодно продавать в смежные энергосистемы других государств при переходе с ними на параллельную работу. Это принесет Украине огромные экономические и политические дивиденды.
- О значении Днестровской ГАЭС уже сказано очень много. То, что ее необходимо как можно скорее ввести в эксплуатацию, ни у кого не вызывает сомнений. Что происходит сейчас на станции и вокруг нее?
- На данный момент руководить «Укргидроэнерго» пришли некомпетентные люди, далекие от гидроэнергетики вообще и понимания технологии строительства Днестровской ГАЭС в частности. Благодаря (в кавычках, естественно) их очень активным действиям, финансирование стройки прекращено. Ранее средства на ГАЭС поступали из разных источников, в том числе из спецфонда госбюджета.
Сегодня на стройплощадке - полный штиль. Замерли механизмы, выехали на другие объекты иногородние строительные компании, а работники субподрядных предприятий Новоднестровска, возле которого возводится станция, массово подались в центр занятости. Высококвалифицированные специалисты, знающие цену своему труду и опыту, разъезжаются в поисках заработка. Возвратить их потом на стройку будет крайне сложно.
Опять откладывается на неопределенный срок запланированный на 2012 год ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса ГАЭС в составе трех гидроагрегатов. А с этим комплексом станция, вырабатывая и продавая в общую сеть электроэнергию, могла бы уже начать самостоятельно зарабатывать средства на окончательную достройку остальных четырех своих энергоблоков. Без гарантированных заказов остались заводы - производители оборудования.
Кроме того, «Энергопром» недополучил 54 млн. грн. за поставку оборудования первого гидроагрегата и выполненные еще в прошлом году строительно-монтажные работы, хотя все платежные документы на указанную сумму были приняты к оплате и отправлены в Госказначейство. Однако деньги до сих пор не поступили. А за каждой гривней - семьи строителей, не получивших зарплату за свой труд.
В результате задерживаются расчеты с субподрядчиками, поставщики угрожают нашему предприятию штрафными санкциями. Возникают сложности со своевременной уплатой налогов, приобретением материально-технических ресурсов для выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности и в целом по сохранности имущественного комплекса, а также неотложных мероприятий по эксплуатации гидроагрегата.
При этом стоимость незавершенного строительства продолжает расти, поскольку требуются дополнительные расходы на его охрану, обслуживание и поддержку в безопасном состоянии. Срывы планов возведения таких крупных и сложных объектов оборачиваются нарушениями технологического процесса строительства, что может привести к серьезным авариям. А нам срочно необходимо завершить постоянное крепление всех подземных выработок, сооружение защитных дамб и экрана верхнего водохранилища. Без этого эксплуатация первого гидроагрегата, запущенного в опытно-промышленном режиме в конце прошлого года, подвергает опасности прилегающие недостроенные конструкции и объект в целом, что может привести к непредвиденным последствиям.
Более того, стоит вопрос об отключении объекта от электроснабжения за долги. Даже страшно представить, что будет с гидроагрегатом. Его просто может затопить. На восстановление машины понадобятся колоссальные средства и время.
- Сергей Борисович, давайте говорить прямо и открыто. Какова цена вопроса? Сколько требуют за право держать гендподряд?
- Ни много ни мало - 30% от общей суммы финансирования стройки. Не будем сейчас обсуждать нравственную составляющую таких предложений. Хотя она очень важна. Ведь речь идет не о каком-то небольшом рядовом объекте и сиюминутной выгоде, а о важнейших экономических интересах государства и о людях, призванных стоять горой за эти интересы - не за собственный карман. Гидроэнергетические объекты (тем более Днестровская ГАЭС как уникальная станция мирового масштаба) - сложнейшие инженерно-технические комплексы, строительно-монтажные работы на которых требуют особой ответственности, в том числе при использовании средств. Не только потому, что это в данном случае - государственные средства, к которым необходимо относиться с особым уважением. Ведь все мы знаем, с какими трудностями наполняется бюджет страны и как важен вопрос его рационального использования. Есть технология строительства, требующая определенных, четко обоснованных проектом финансовых вложений. Сократить их - означает заведомо строить аварийно опасный объект. Уверен, что никто не хочет получить на Днестре в обозримом будущем Саяны-2.
- Вы можете просто отказаться принимать участие в такой схеме и уйти на другие объекты, в том числе и за границу. В одном из интервью вы сказали, что «Энергопром» получает много предложений от иностранных заказчиков.
- Если принять расклады, которые сейчас разыгрываются отдельными лицами в «Укргидроэнерго», нам не с чем будет уходить. Мне поставили условие - либо давать откат, либо отдать «Энергопром». Это выбор без выбора.
Понятно, ни одно из этих противоправных предложений мы принимать не собираемся. Но дело не только в «Энергопроме» - мы свое предприятие отстоим, что приходилось делать, кстати, уже не раз. Чего-чего, а рейдеров у нас в стране хватает, и мне лично не привыкать ко всяческого рода угрозам (а они не просто звучат - сейчас угрозы перешли в плоскость конкретных действий). Сегодня речь идет о всей гидроэнергетике страны. Еще раз акцентирую внимание на том факте, что к руководству предприятия важнейшей отрасли экономики пришли не просто непрофессионалы. Я воздержусь в нашем разговоре от более точной характеристики действий этих должностных лиц - и без того все ясно. Справедливости ради скажу, что стройка ожила и получила конкретную перспективу, когда ее возглавил как заказчик руководитель «Укргидроэнерго» Герой Украины Семен Поташник. Именно благодаря его авторитету специалиста с мировым именем на самых высоких государственных уровнях принимались положительные для Днестровской ГАЭС решения. Если бы не усилия С.Поташника, на Днестровской ГАЭС уже можно было бы поставить крест. А под его непосредственным руководством был откорректирован проект строительства, за короткое время выполнен большой объем земельных и строительно-монтажных работ и в результате - запущен уникальный агрегат, не имеющий аналогов в мировой гидроэнергетике.
Надеюсь, что в ближайшее время строительство ГАЭС войдет в нормальный режим, будут налажены конструктивные отношения между его заказчиком и генподрядчиком, которые сейчас, мягко говоря, совершенно не способствуют работе. Нужно помнить и понимать - мы выполняем одно сверхважное задание государственного значения, и какие-либо личные интересы тут просто неуместны.
Светлана ИСАЧЕНКО
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber