Этот комплекс, состоящий из гостиниц, казино и торгового центра, получил золотой сертификат LEED. LEED (лидерство в области энергетики и охраны окружающей среды) - это американский рейтинг «зелёных» зданий, оценивающий эффективность энергопотребления и разумное использование ресурсов. Комплекс CityCenter площадью 1,5 миллиона квадратных метров, оснащённый техникой Siemens и осветительными системами Osram, получил в рейтинге наивысшие оценки.
«Эффективность энергопотребления не противоречит архитектурной красоте», - говорит знаменитый архитектор Даниэль Либескинд, создавший сверкающее сердце комплекса - торговый центр "Crystals". Совсем наоборот, что подтверждает и архитектурное бюро Coop Himmelblau, разработавшее проект 30-этажной офисной башни «Town Town» высотой 128 метров в Вене. Это здание вырабатывает больше энергии, чем потребляет: снаружи оно полностью заключено в фотогальваническую оболочку, а в выступе верхней части расположена турбина, вырабатывающая электричество из энергии ветра.
Если подобное офисное здание обычно потребляет от 2000 до 4000 МВт*ч в год, эта башня будет вырабатывать до 2000 МВт*ч избыточной энергии и экономить тонны СО2. «Town Town - это не пассивный, а активный дом», - подчёркивает Вольф В. Прикс, директор бюро Coop Himmelblau. В этом здании всё направлено на максимальную энергетическую эффективность. Для того чтобы оптимально приспособить геометрическую форму здания и оболочки к окружающим условиям, было даже проведено моделирование и анализ потоков воздуха.
Коллеги Вольфа Прикса, например, итальянский архитектор Дэвид Фишер, продвинулись дальше - они работают над 80-этажными небоскрёбами, этажи которых вращаются вокруг собственной оси, чтобы оптимально использовать энергию солнца и ветра. Возможно, в будущем способность гибко приспосабливаться к внешним условиям станет одной из главных особенностей эффективного строительства.
Пока неясно, будет ли реализован проект Town Town бюро Coop Himmelblau именно в этой форме. В любом случае, он уже получил почётную награду: экологическую премию МIРIМ, премию за архитектурный проект будущего. "Эти премии дают нам возможность показать проекты, не только являющиеся примером хорошей архитектуры, но и демонстрирующие, как здания могут быть вкладом в общественную жизнь", - рассказывает Киран Лонг, главный редактор.
В будущем эта тема станет еще более важной, ведь строительство небоскрёбов переживает настоящий бум. Мегаполисы постоянно растут, и из-за нехватки места им приходится расти вверх. Уже сегодня на города приходится 75 % мирового потребления энергии и 80 % выбросов СО2, причём большая часть падает именно на здания. Вопрос об успехе борьбы за защиту климата будет решаться в больших городах. Пример для подражания - Копенгаген, самый экологичный город Европы согласно Европейскому рейтингу зелёных городов. Или Сингапур, самый зелёный город Азии, где на площади меньше Гамбурга живут пять миллионов человек: с 1968 года его население выросло на 70%. Здесь много лет ставка делается на развитие сберегающих технологий. По планам руководства города, сектор переработки и вторичного использования до 2015 года должен достичь объёма 1,5 миллиарда евро и создать 18000 рабочих мест. "В будущем мы хотим стать мировым центром разработки и создания зелёных технологий", - подчёркивает Манохар Киатани, исполнительный директор корпорации JTC, строящей "зелёный" технопарк.
Siemens построил здесь центр "Город будущего". Таким образом, город может стать хорошим местом для массовой реализации проекта совсем иных высотных домов: вертикальных ферм, многоэтажных теплиц, где производятся необходимые городу продукты - в самом городе. Крестьянское хозяйство в небоскрёбе? Гидропонные поля для выращивания пшеницы, ячменя или маиса, довольные, гуляющие на воле куры и яркие овощи - и всё это одно над другим?
К идеологам этого проекта относится Диксон Деспоммье, паразитолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Его главные аргументы в пользу вертикального сельского хозяйства: рост населения в мире и защита климата. По прогнозам, в 2050 году на планете будут жить более 9 миллиардов людей, большая часть в городах. Это значит, что сельскохозяйственные площади должны будут быть увеличены почти на миллиард гектаров - площадь, равная Бразилии. Кроме того, фермерские хозяйства будут противодействовать изменениям климата двумя способами, поясняет Деспоммье: "Если продукты будут круглый год производиться на месте потребления, удастся сэкономить огромное количество расходов на транспорт и заморозку, а также выбросов СО2. Кроме того, сельскохозяйственные площади можно будет вернуть природе, что приведёт к резкому снижению содержания СО2 в атмосфере". Конечно, стоимость участка земли за городом и в его центре очень сильно различаются. Однако: "В тридцатиэтажном здании, расположенном на участке площадью 0,6 кв. км в Нью-Йорке, можно вырастить столько же растений, сколько на ферме площадью 10 кв. километров", - говорит Деспоммье. Открытым остаётся вопрос, как обеспечить достаточно света для всех растений в многоэтажной ферме.
В любом случае, архитекторы восприняли эту идею с воодушевлением, например, австралиец Оливер Фостер, создавший проект 12-этажной фермы: каждый этаж этого круглого здания имеет около б метров в высоту, чтобы внутрь проникало многодневного света; для его равномерного распределения используются белые отражающие поверхности и светодиоды. И всё же до строительства первой вертикальной фермы, очевидно, пройдёт ещё несколько лет.
У Деспоммье есть и другая идея, реализовать которую будет проще: теплицы на крышах. По его мнению, с их помощью можно снабжать продуктами весь Нью-Йорк. Главное преимущество теплиц: в них можно культивировать практически все растения - в любом месте и в любое время, что уже доказали соответствующие проекты в пустыне Аризоны и на Южном полюсе. Кроме того, им нужно меньше воды и площади. Уже сейчас в Нью-Йорке на Гудзоне есть плавучая теплица, в которой выращиваются овощи и фрукты.
Меры, необходимые для улучшения баланса СО2 в городах, очевидны. Первое: следует снизить потребление энергии, "так как сокращение расхода электричества - это наш главный источник энергии", - как говорит американец Эмери Ловинс. Ловинс, ставший лауреатом альтернативной Нобелевской премии, начал конструировать автономные с точки зрения энергопотребления дома ещё в 80-е годы. Второе: "Будущее принадлежит децентрализованному электроснабжению и возобновляемым источникам. Энергия станет чище, дешевле, надёжнее и будет связана с меньшими финансовыми рисками. Мощность ветряных электростанций, введенных в строй в США в 2007 году, превышает суммарную мощность всех угольных станций, построенных за предыдущие пять лет. В глобальном масштабе тенденции те же. В 2008 году в мире в возобновляемые источники энергии было вложено больше, чем в ископаемое топливо".
Именно города лучше всего подходят для использования возобновляемых источников, то же относится и к малым городам или крупным поселениям. Благодаря объединению в сеть большого количества жилья можно создать энергетическую систему, в которой естественные колебания выработки энергии из возобновляемых источников, а также пиковые нагрузки можно успешно компенсировать.
«Уже начиная от ста домохозяйств статистические колебания потребления электричества очень невелики, благодаря чему электроснабжение можно планировать с высокой надёжностью», - говорит Гюнтер Браунер, директор Института электрооборудования и энергетики Технического университета Вены и руководитель междисциплинарного исследовательского проекта Автономные децентрализованные возобновляемые энергетические системы. На территории аэродрома Асперн в Вене до 2025 года должно быть возведено первое поселение, вырабатывающее энергию.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber