Об этом сообщает пресс-служба «Энергоатома».
«Считаем акт ревизии Государственной финансовой инспекции по результатам проверки деятельности ГП НАЭК «Энергоатом» в 2014 году либо проявлением профессиональной некомпетентности со стороны ревизоров, либо заказом. Причем заказом, к которому вероятно присоединились представители «пятой колонны» в органах власти», говорят в «Энергоатоме».
По данному акту, по мнению ГФИ, Энергоатом совершил нарушений на общую сумму около 9 млрд грн. «Энергоатом» решил проинформировать, в чем именно обвиняют компанию.
В первую очередь ревизоры были удивлены тем, что НАЭК «Энергоатом» в 2014 году вместо чистой прибыли в 841,244 млн грн. согласно финансовому плану получил чистый убыток в 6,494 млрд грн. В то же время они обвиняют в том, что Энергоатом в 19 раз превысил отчисления части прибыли (дивиденды в акционерных обществах) в Государственный бюджет.
«В который раз разъясняем, что на убыточный результат деятельности Компании повлияла в первую очередь разница в размере 6,6 млрд грн между фактической амортизацией необоротных активов по бухгалтерскому учету, которая отображается во всей финансовой отчетности Компании, и амортизацией, которая предусмотрена действующим тарифам и, соответственно, финансовым планом. Вторым фактором, повлиявшим на отрицательный результат деятельности ГП «НАЭК «Энергоатом» в 2014 году, стали расходы в объеме 1,6 млрд грн в связи с разницей курсов из-за стремительного падения курса гривны к иностранным валютам. И, наконец, третьим фактором стали неполные расчеты с Компанией со стороны ГП «Энергорынок», из-за чего Энергоатом недополучил 2,8 млрд грн, что привело к непредвиденным расходам на уплату процентов по заемными средствами», отмечают в НАЭК.
В компании удивляются, что ревизоры не осведомлены о том, что НАЭК «Энергоатом» является государственным предприятием, деятельность которого полностью регулируется именно государством: НКРЭКУ устанавливает цены нашей электрической и тепловой энергии; Кабмин утверждает финансовый план; Укрэнерго диктует объем выработки электроэнергии; Госатомрегулирования регулирует и контролирует деятельность в сфере обеспечения ядерной безопасности. При этом выводы ГИЯРУ относительно необходимых мер по обеспечению ядерной безопасности не являются обязательными для НКРЭКУ при рассмотрении тарифов.
Национальной комиссией осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, при утверждении структуры тарифа не учтены понесенные фактические расходы предприятия. Например, по статье «амортизация» в структуре тарифа этот показатель занижен в несколько раз (в тарифе на 2014 год - 1,6 млрд грн, факт - 8,3 млн грн). К тому же, следует отметить, что НКРЭКУ включает в тариф Энергоатома ту амортизацию, которая ему больше нравится: до 2007 года это была амортизация, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета (поскольку эта цифра была меньше), с 2007 года - налоговая (поскольку бухгалтерская значительно превысила налоговую). Амортизация, кстати, является источником финансирования капитальных вложений по инвестиционным проектам, утвержденным Кабмином. Интересно, как в этом случае финансировать эти инвестиционные проекты, когда НКРЭКУ расходы уменьшает, а ГФИ - вопреки законодательству и здравому смыслу - считает эти расходы злоупотреблениями.
«При этом напомним, - сообщает пресс-служба, - что из года в год не в полной мере обеспечиваются в тарифе расходы на уплату налогов. За последние пять лет только по уплате двух платежей в бюджет - налога на прибыль и части прибыли (дивидендов) государственного предприятия не обеспеченный тарифом дефицит составляет более 6 миллиардов гривен. Этот дефицит средств на уплату налогов покрывался за счет кредитных средств, что привело к дополнительным финансовым затратам. За 2014 это 898,3 млн грн».
Этот осенне-зимний период страна пережила исключительно благодаря самоотверженному труду атомщиков, отмечают в НАЭК. Тариф на атомную электроэнергию до последнего времени был самым низким на рынке. В прошлом году выработку украинских АЭС искусственно ограничивали, что не давало возможности не то что вести нормальную хозяйственную деятельность, но и даже обеспечивать своевременное выполнение Комплексной (сводной) программы по повышению безопасности. При этом, как ни странно, как в прошлом году, так и уже много лет Энергоатом является крупнейшим в государстве налогоплательщиком. Общая сумма платежей в бюджеты всех уровней в 2014 году составила почти 5,9 млрд грн. Поэтому есть все основания считать действия ГФИ алогичными, абсурдными и антигосударственными.
Именно таким является целый ряд замечаний Госфининспекции, касающихся переплаты в прошлом году воинским частям за охрану АЭС. Похоже на то, что сотрудники ГФИ живут в другой стране или на другой планете и не знают, что в реальной сегодняшней Украине идет война, а АЭС требуют дополнительных мер по защите и усилению безопасности. Поскольку ни одна АЭС ни в одной стране мира не проектировалась для работы в военное время. В условиях многолетнего недофинансирования армии Энергоатому удалось разработать и внедрить беспрецедентные меры по усилению безопасности. Об этом на днях заявил даже Министр внутренних дел Арсен Аваков, который сообщил, что объекты атомных электростанций Украины взяты под усиленную охрану, на АЭС организовано дежурство оперативных групп.
Еще один пример низкого квалификационного уровня ревизоров: 42,3 млн начисленных убытков возникли из-за того, что ГФИ не потрудилась найти и пообщаться с контрагентами Энергоатома. Тем не менее, продукция, которую приобрели атомные станции, получена, проведен ее контроль качества, она установлена и работает. То есть все обязательства по заключенным контрактам выполнены.
«Что это: халатность, безразличие, низкий профессиональный уровень или желание очень и любым дурацким способом выполнить заказ? Конечно, Энергоатом, который одним из первых подключился к проекту электронных закупок, ведет прямые трансляции принятия решений комитета конкурсных торгов по акцептам, уничтожает коррупционные схемы, которые приводили к увеличению цены в несколько раз, и ведет свою деятельность исключительно в правовом поле, раздражает тех, кто получал значительные суммы без усилий - за «договорняки» или «крышевания» поставок. Поэтому деньги теперь приходится искать в другом месте. Где именно? Исходя из остальных других замечаний - наверное, в России. Ведь существенная их доля касалась выполнения Энергоатомом проектов по диверсификации. Так, ревизоры предъявили претензии по хранению Энергоатомом резерва топливных сборок производства компании Westinghouse. При этом наличие вдвое большего резерва от российского производителя не привлекло их внимание», сообщает пресс-служба НАЭК.
Также ревизоры очень внимательно искали нарушения при заключении дополнительного соглашения к контракту на строительство централизованного хранилища отработавшего ядерного (ОЯТ) топлива с Holtec International. Контракт с американской компанией был заключен еще в 2005 году. Почти 10 лет Украина потеряла на оплату услуг российским предприятиям за хранение отработавшего ядерного топлива, которое потом все равно вернется в Украину, но уже в виде радиоактивных отходов. При этом все ценные материалы, которые находятся в ОЯТ, Россия оставит себе. Строительство ЦХОЯТ позволит Украине не только экономить около 200 млн долл. в год, но и избежать зависимости от монопольного поставщика услуг на хранение и переработку - Российской Федерации, создать высокотехнологичное производство в Украине, новые рабочие места ...
В «Энергоатоме» убеждены, что результаты проверки показывают откровенное желание ревизоров «выйти на большую цифру, которая будет радовать чей-то глаз с телеэкранов или газетных полос. И параллельно дестабилизировать рабочую атмосферу на АЭС и уничтожать репутацию Энергоатома за рубежом».
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber