По данным приведенным главой BNEF в его презентации, глобальные инвестиции в ВИЭ в 2016 году снизились на 17%, но половина этого падения была обусловлена «дальнейшим снижением стоимости технологий». Поэтому, несмотря на сокращение инвестиций, объемы новых проектов в области «зеленой» энергии растут.
Несубсидированные цены на чистую энергию продолжают устанавливать все новые рекордные минимумы, и довольно быстро становятся «нормальными ценами». В первую очередь это касается солнечной энергетике, материковой и оффшорной ветроэнергетики:
«Возобновляемые источники энергии продолжают обгонять ископаемые 2 к 1. Я продолжаю говорить людям, что это не альтернативная энергия. Это уже основная энергетическая технология. Нет альтернативной энергии, нет альтернативных фактов», - заявляет г-н Либрейх, добавляя, что свидетельством этому являются зеленые облигации, которые находятся на подъеме ($123 млрд в этом году) - «рынок, которого не было еще 10 лет назад. Деньги текут в этот сектор».
Мы увидели «еще один год, в котором экономика выросла, а выбросы не выросли - мы побеждаем».
Что касается регионально распределения «зеленых успехов», что в Bloomberg New Energy Finance отмечают «стремительный рост возобновляемых источников энергии» в Китае и, как результат, проблемы в работе электросетей, что в свою очередь становится причиной потерь энергии - 10%, 15%. В Индии произошли «невероятные события» - стоимость солнечной энергии «теперь дешевле угля». Однако индийские темпы роста ВИЭ все еще «достаточно далеки» от уровня, необходимого для достижения целей развития чистой энергии.
При этом новые инвестиции Европы в экологически чистую энергетику «застопорились». Тогда как в США «пока действует производственный налоговый кредит для ветроэнергетики и инвестиционный налоговый кредит для солнечной энергетики, инвестиции в ветряную и солнечную энергетику продолжаются - это надежные, сильные и привлекательные рынки».
По предоставляемым данным, с 2008 года ветроэнергетика в США выросла на 262%, солнечная энергетика - на 4 645%, корпоративные закупки чистой энергии - на 5 150%.
При этом перспективы для угля выглядят весьма печальными. Теперь уголь «вываливается» из сферы выработки электроэнергии и заменяется «главным образом газом», но также и «зелеными» источниками энергии, и энергоэффективными мерами. Для восстановления рабочих мест в угольной отрасли, похоже, нет никакого способа - не позволяют экономика генерации и высокая капиталоемкость угольного сектора.
При этом в BNEF «очень оптимистично относятся к электромобилям». По прогнозам Майкла Либрейха, глобальные ежегодные продажи электрокаров к 2030 году превысят 20 млн единиц, а к 2040 году ожидается, что 35 - 47% новых автомобилей будут электрическими (тогда как на сегодня это 1%).
Стоимость литий-ионных аккумуляторных батарей по сравнению с 2010 годом снизилась на 73%, а к 2030 году, как ожидается, упадет еще на 75%.
В итоге, развертывание в больших масштабах возобновляемых источников энергии, технологии и генерация которых сильно упадет в цене, приведет к серьезным изменениям на рынках электроэнергии по всему миру.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber