Грузия до сих пор остается единственным государством в регионе, не обладающим столь важным ресурсом влияния на "сезонные колебания" потребления энергии, как природный газовый резервуар.
По утверждению местных энергетиков, это обстоятельство в зимний период нередко создавало серьезные проблемы даже в советскую эпоху, когда Грузинская ССР была частью энергосистемы огромного государства с казалось бы неиссякаемыми ресурсами. Что уж говорить о современности, когда небольшая страна, не обладающая собственными невосполнимыми энергоносителями, вынуждена играть по правилам мирового рынка.
Руководитель "дочки" азербайджанской энергокомпании SOCAR - "SOCAR Energy Georgia" Махир Мамедов уже подтвердил, что компания готова участвовать в тендере. Разумеется, возникает вопрос, почему нельзя договориться с азербайджанской стороной напрямую, без всякого тендера с учетом того, что именно SOCAR является главным поставщиком природного газа в Грузию, владеет сетью газопроводов, системой региональной дистрибуции и крупнейшим "Кулевским терминалом". Но дело в том, что в Тбилиси "безальтернативный тендер" считается "плохим тоном" в политическом плане и оппозиция всегда чутко реагирует на любые прецеденты прямых договоров с инвесторами без их равноправного участия в тендере, либо конкурсе. Однако с учетом "козырей" и аргументов компании SOCAR у нее вряд ли найдутся серьезные соперники в тендере, намеченном на ноябрь-декабрь.
Строительство природного хранилища газа (ПХГ) начнется в 2018 году. А в конце 2020 года объект уже может быть сдан в эксплуатацию. Местом для строительства ПХГ, объемом до 250 млн кубов природного газа (15% от годового потребления газа в Грузии), выбран южный свод Самгорского нефтяного месторождения недалеко от Тбилиси.
С помощью этого ресурса Минэнерго Грузии получит возможность впервые в истории гибко регулировать объемы поставок газа и покрывать пиковый дефицит в зимний период, а также дневной дефицит в суточном режиме. Кроме того, по договору, оформленному с консорциумом "Шах-Дениз", существует ограничение, согласно которому в случае невозможности освоения поставленного газа, страна теряет эти объемы и возможности реэкспорта. Наличие ПГХ снимает с повестки дня и этот вопрос.
Стоимость всех работ составит 250-350 миллионов долларов. Судя по заявлению главы "SOCAR Energy Georgia" Махира Мамедова, азербайджанская сторона не исключает возможности осуществления крупных инвестиций в проект. Хотя окончательное решение по ее финансированию пока не принято. "Мы надеемся, что также примем участие на стадии проектирования и строительства, а также на стадии коммерческого оперирования", - подчеркнул Мамедов. Причем основным ресурсом для закачки в грузинское газохранилище в любом случае станет газ, поставляемый Азербайджаном.
В свою очередь, министр энергетики Грузии Каха Каладзе назвал строительство ПГХ "стратегическим проектом" и вновь подтвердил, что Азербайджан - главный партнер Грузии в энергетической сфере.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber