Европейско-украинское энергетическое агентство начало работу в Украине в 2009 году. Про задачи организации, а также про перспективы рынка альтернативных источников энергии в Украине ЭлектроВести поговорили с Вольфрамом Ребоком и Еленой Рыбак.
- Расскажите об агенстве, как оно было создано? Какие его цели и что удалось сделать за год существования?
Елена: - Агентство было создано по инициативе бизнеса, в том числе компании Arzinger в лице Вольфрама Ребока, который занимается выводом инвесторов на рынок Украины и постоянно сталкивается с теми реалиями и проблемами, которые существуют. Целью было создание платформы для коммуникаций между бизнесом и гоструктурами для установления рыночных механизмов в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.
Помимо информационной деятельности и инициации проектов с Членами Ассоциации, актуальным на сегодняшний день является лоббирование с целью адаптации украинского законодательства к европейским и международным стандартам.
Что нам на сегодняшний день удалось сделать? Развитие таких организаций - это длительный процесс, если они не финансируются одной бизнес структурой и не отстаивают индивидуальные интересы кого-то из игроков рынка. На сегодня мы объединили чуть более 20- ти компаний- лидеров в своих сегментах. Будет продолжать работу над тем что бы объеденить как можно больше европейских компетенций и украинских экспертов.
- Правильно ли понимается понятие «лоббирование» - политическое лоббирование правовых изменений в законодательстве?
Елена:- Мы не вкладываем в это понятие проталкивание чьих-то интересов любыми методами. Скорее подразумевается создание равноправныхусловий, чтобы законы работали не только для одного - двух высокопоставленным лиц, а чтобы все получали равные возможности.
- Президент Виктор Янукович одним из 10 первоочередных для реализации нацпроектов определил - строительство ветровых и солнечных электростанций, которые смогут вырабатывать 2 тысячи мегаватт энергии. Какие основные шаги, на Ваш взгляд, должны быть предприняты в Украине в правовом аспекте для стимулирования проектов ВИЭ? Какие существуют органичения, которые сдерживают развитие альтернативной энергетики?
Вольфрам: - До сих пор глобальный вопрос состоит именно в государстве в целом. У иностранных инвеститоров есть выбор, рынок инвестиций - конкурентная среда. Украина хочет привлечь инвесторов, но есть другие страны-претенденты, с ними надо конкурировать.
Пока обстановка не всегда складывается в нашу пользу. Нестабильное финансирование проектов, плохой инвестиционный климат и, конечно, большие риски. Поэтому для инвестиций Украина кажется ненадежной. И многие инвесторы не рискуют быть просто пионером в Украине.
Что касается ветроэнергетики, то тут надо рассматривать проблематику в трех аспектах. Первый - это земельный вопрос. Земли, которые пригодны для установки ветропарков, имеют сельскохозяйственного назначение. Как Вы знаете, ветропарк можно установить только на землях промышленного назначения. Решение данной коллизии я вижу в предоставлении ветроустановкам исключительного статуса, что позволит индустрии расширяться и развиваться рынку.
Следующий аспкет - подключение к сетям. Есть технические ограничения и нет четкого порядка действий. Энергию с ветропарков нужно куда-то передавать, как-то распределять. Все это связано с бюрократической волокитой. Этот вопрос требует правого регулирования.
И последнее - это зеленый тариф. В Украине, зеленый тариф для проекта дается на конечной стадии реализации проекта, когда уже все построенои есть лицензия. Но инвесторов такое положение дел не всегда устраивает, поскольку они вкладывают деньги без малейших гарантий. Наше предложение - давать компаниям возможность получать зеленый тариф уже на стадии начала строительных работ.
- Решения этих вопрос находиться в политическом поле. Нужно принять решения в законодательством уровне, но власть в Украине меняется. И где гарантия того, что через 5 лет к этому все-таки дойдут в 3 аспектах?
Вольфрам: - Я довольно положительно настроен. Власти знают, что нужно что-то менять. Активно ведутся консультаци, проявляется инициатива. Я думаю, они понимают, что зеленый тариф привлекает инвесторов. А без этого индустрия не будет развиваться.
Елена: - На самом деле, этот тот случай, когда надежда умирает последней. Законы должны работать все время, не зависимо от смены правительства. Тогда будет стабильность для бизнеса..
- В своих комментариях к Законопроекту об энергоэффективности Вы заметили, что «Облагать энергетическим налогом следует именно то, против чего должен действовать Закон, т.е. высокое потребление энергии». Как известно самыми большими потребителями энергии у нас есть крупные промышленные предприятия, владельцами которых являются люди, приближенные к действующей власти. Будут ли они принимать закон против самих себя?
Вольфрам: - Парадоксально, но, скорее всего, будут. Ведь, все-таки, предприятия будут эффективно работать, потому что с таким потреблением как на данный момент, их продукция может вскоре стать неконкурентоспособной. Они должны инвестировать в это средства. Надо привести свое хозяйство в порядок, потому что конкуренты из других стран не стоят на месте. Энергоэффективное производство будет ключевым инструментов конкурентной борьбы.
Елена: - Если абстрагироваться от больших предприятий, то, согласно исследований проведенных Международной Финансовой Корпорацией (IFC) , индустриальные предприятия недооценивают потенциал энергоэффективности на 40 процентов. Тут существует проблема с информированностью. Владельцы небольших предприятий не знают, что и на их небольшом производстве можно добиться реальной экономии за счет повышение энергоэффективности.
На самом деле необходимо помнить, что развитие альтернативной энергетики не должно идти отдельно от энергоэффективности. Например, при определенных энергосберегающих мерах в системах, окупаемость проектов с использованием альтернативных видов топлива и энергии повышается в разы. Конечно же нельзя забывать о том, что энергосбережение, в первую очередь, является вопросом национальной энергетической безопасности.
- Если мы посмотрим на опыт соседних стран - Восточная Европа, страны СНГ. Кто, как вы считаете, продвинулся в вопросе энергоэффективности и возобновляемой энергетики, как в законодательном плане, так и организации реальных проектов.
Елена: - На самом деле в России не так все грустно, я была в Москве в сентябре. Они, по сути, двигаются как и мы, находясь на стадиях разработки региональных программ по энергоэффективности. Из близких к нам стран я бы выделила Болгарию и Ховатию, у которых нам есть чему поучиться.
Что касается Белоруссии, то туда уже идет повышенное внимание международных донорских организаций. В этой стране энергоэффективность сегодня особенно актуально. Все естественно поддерживается на государственном уровне.
Но проблема в том, что такой ситуации как в Украине нет негде. Буквально недавно мы обсуждали, почему реформы, которые были проведены в этих странах, уже работают, почему это не работает в Украине? Понятно, что есть стабилизационный период, но должна работать система, которая у нас абсолютно отсутствует. Все процессы завязываются на принятии решения одним человеком, или на том, что он завтра поменяется. Так нельзя, потому что рынок и экономика так не могут работать.
- Вопрос личного характера. Энергоэффективность страны начинается с каждого гражданина. Как Вы экономите энергию? Готовы ли Вы пересесть на электрокар?
Вольфрам: - Да, конечно. Почему бы и нет. Он экономичен. Самая большая проблема в сетях, где сохранять энергию. В Украине должна существовать большая инфраструктура, специальные станции, где бы можно было зарядить авто.
Думаю, что через 10 лет, в той же в Германии электрокар станет обычной вещью. Потому что, уже будет хорошая способность аккумуляторов сохранять больше энергии и цена возможно уменьшиться, ведь на сегодня электрокар стоит в 3 раза больше, чем обычная машина на бензиновом двигателе.
- А в Украине?
Вольфрам: - Лет 20-30.
Елена: - На самом деле, если кто-то увидит в этом бизнес, то сделают очень быстро.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber