Об этом в написал директор по коммуникациям и международному сотрудничеству «Укрэнерго» Михаил Бно-Айриян на своей старнице в Facebook, что вызвало в экспертной среде очень интересную дискуссию о пользе «зеленой» энергетики, как проивестированную иностранцами, так и в целом для государства.
В чем дело
В своей публикации (см. ниже) представитель руководства НЭК «Укрэнерго» поднял вопрос того, что получает государство как институт, когда стимулирует приход иностранных инвестиций в развитие сетора ВИЭ «зеленым» тарифом (весьма высоким в Украине) и есть ли массовый эффект от подобных инвестиций в экономику страны? Особенно, если учесть, что локализация оборудования для ВЭС (вопрос возник на фоне открытия новой ветроэлектростанции в Херсонской области) очень низкая, и кредитные средства часто поступают не из украинских, а иностранных банков.
«Что получает государство как институт? Налог на прибыль (хочется верить, что иностранный инвестор не занимается налоговой оптимизацией). Отчисления с заработной платы тех людей, которые обслуживают ветряки. Но таких людей будет немного (по подсчетам г-на Бно-Айрияна около 17 человек на очередь мощностью 41 МВт). Плюс государство взимает пошлины от импорта оборудования (как оказалось из комментариев, оборудование для «зеленых» проектов от нее освобождено). И естественно государство получает чистую электроэнергию и меньше выбросов СО2. Также небольшую выгоду получает местная власть, которой инвестор платит за пользование землёй. И обленерго, который получает денюжку за подключение (уверен, не кеш, потому что ведь иностранная инвестиция).» - пишет Михаил Бно-Айриян.
«А теперь самый главный вопрос - а какое мультипликативное плечо от такой иностранной инвестиции? Кто собственно зарабатывает на этом кроме самого инвестора? Есть ли массовый эффект от подобной инвестиции в экономику страну?
«Все, что стимулируется деньгами, должно оцениваться "чистым" эффектом. Простыми словами, экономический эффект должен быть больше суммы потраченных денег»
Что говорят
Многие участники дискуссии взывают к тому, что «зеленые» источники полезны, так как поддерживают национальную безопасность - укрепляют энергонезависимость. Также эксперты подняли вопрос реальной стоимости генерации традиционных источников энергии по сравнению и «зеленой».
«Не плохо было бы...также по-полочкам разложить, например, атомную энергетику, состоящую из импортных комплектующих плюс импортного топлива. Тогда можно было бы о чем-то спорить. Да, Вы забыли упомянуть самое главное, стоимость ветровой энергии для потребителя - пока ветер в Украине мы имеем бесплатно. Есть несколько уточнений - ВЭС не требует водных ресурсов, добавьте их к традиционной энергетике. Срок окупаемости ВЭС от 5 до 7 лет. Срок службы - 25 лет. А, какой срок окупаемости у АЭС или ТЕС?... «Когда мы будем знать истинную цену каждого кВт час электроэнергии, производимой на АЭС, ТЭС и др, тогда мы сможем с Вами о чём-то спорить. А пока это только демагогия» - Андрей Конеченков, глава Украинской ветроэнергетической ассоциации.
«Все это наводит на основной вопрос нужет ли Украине зеленый тариф. Уточню, вопрос не в том нужна ли зеленая энергетика - так как ответ да, а именно зеленый тариф, который ложиться на плечи потребителей» - Роман Сарамага, CBM Oil plc.
«Оптимальная цена энергетического микса динамическая категория - в ней много факторов. И в будущем выиграет та экономика, в которой энергия будет дешевле. А ВИЭ в перспективе это может позволить... но это я про "нормальные" экономики. Мы, к сожалению, доказали обратное... а мультипликатор - это вопрос инвестиционного климата, вопрос развития любого производства в Украине. И вот тут куча проблем...» - Алексей Оржель, руководитель сектора "Энергетика" офиса эффективного регулирования (BRDO).
«В нашей энергетике, если нет собственного мнения принято говорить "Это очень комплексный вопрос"))). Пока экология не станет во главу угла экономика класической энергетики будет привлекательней. А когда появится внятная система штрафов за выбросы ТЭС..., эти вопросы отпадут. В ядерной энергетике говорят safety has no price. А экология дешевой энергетики сколько стоит?» - ведущий инженер отдела реализации международных программ ГП «НАЭК «Энергоатом» Николай Каденский, Энергоатом.
«Какая замечательная дискуссия в комментариях к посту Михаила). Со своей стороны хочу заметить, что большая часть спорящих дружно участвовало в разработке новой энергетической стратегии до 2035-го года и дружно радовались ее принятию Кабмином. А теперь также дружно обсуждают над экономической целесообразностью одного из видов стимулирования большой возобновляемой энергетики. На чем же основываются постулаты стратегии?» - Игорь Черкашин, Экспертная платформа по энергоэффективности.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber