Об этом первый вице-президент НАЭК Энергоатом Александр Шавлаков рассказал в интервью изданию НВ Бизнес.
«Рекомендация МАГАТЭ заключается в том, чтобы каждая эксплуатирующая организация, каждый оператор имел диверсифицированный источник поставки топлива. К слову, вопрос диверсификации поставок ядерного топлива является наиболее актуальным для всех компаний, в составе которых есть АЭС... Энергоатом в этом направлении сделал, как мне кажется, очень серьезный прорыв, полностью выполнив рекомендации МАГАТЭ», - сообщил Александр Шавлаков.
На сегодняшний день уже 6 активных зон украинских энергоблоков загружены ядерным топливом Westinghouse.
При этом «Энергоатом» не ставит перед собой задачу полностью отказаться от какого-то из производителей топлива, с которым он сотрудничает сейчас, подчеркнул первый вице-президент НАЭК. Хотя, по его словам, технически все блоки можно перевести на топливо Westinghouse:
«Даже реакторы ВВЭР-440, для которых Westinghouse уже когда-то делал топливо. Для нас главное - надежность поставок. И она на сегодняшний день не находится под вопросом»
Он подчеркнул, что поставки ядерного топлива Westinghouse осуществляет шведское подразделение компании, и банкротство американского Westinghouse, которое у всех на слуху, деятельности и исполнения обязательств шведского подразделения ни в коей мере не касается.
В целом также существует возможность еще более глубокой диверсификации поставок топлива - из других стран, но пока нет однозначного ответа, захотят ли другие производители топлива выходить на украинских рынок, так как он весьма узкий:
«Да, такая возможность есть. В мире есть несколько серьезных производителей ядерного топлива. Вопрос в том, пойдут ли эти производители на реализацию программ обеспечения этим топливом наших энергоблоков, остается открытым».
«У нас специфическая форма топлива - шестигранник. Шестигранник - это исключительно советский дизайн. Перейти с формы ядерного топлива, которая называется квадрат, на шестигранник - это непросто... Мы все понимаем, что он ограничивается только реакторами советского проекта. Соответственно, возникает вопрос экономики. Стоит ли какому-то производителю вкладывать достаточно серьезные средства в организацию производства, в организацию лицензирования своей продукции, если нет гарантий того, что прибыль от реализации его продукции будет эквивалентна затратам?», - рассказал Шавлаков.
При этом, по его мнению, Украине будет очень сложно создать собственный замкнутый цикл производства ядерного топлива:
«На мой взгляд, в Украине, несмотря на то, что имеются отдельные компоненты для создания замкнутого ядерного топливного цикла, нет достаточных возможностей для его создания», - заявил первый вице-президент НАЭК «Энергоатом», отметив, что для полного цикла производства необходимым условием явдяется обогащение, а также ряд элементов весьма дорогостоящей замкнутой системы: от добычи и переработки урановой руды, обогащения и изготовления ядерного топлива, до изготовление всех компонентов, которые используются при производстве ядерного топлива, а также хранение топлива, его переработка и утилизация.
Как известно, Украина сейчас отправляет отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с Южно-Украинской, Ривненской и Хмельницкой АЭС на хранение и переработку в РФ (у Запорожской АЭС есть своя площадка сухого хранения ОЯТ). Но по словам Шавлакова, уже с 2019 года это изменится:
Планируется, что Централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива, строительство которого начинается в Чернобыльской зоне отчуждения по технологии американской компании Holtec, будет введено в эксплуатацию в 2019 году и ОЯТ с указанных трех атомных станций будет храниться там
«Я очень надеюсь, что с 2020 года мы вообще не будем зависеть от Российской Федерации как государства, которое принимает отработавшее ядерное топливо к себе на хранение, на переработку».
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram - перейдите по ссылке и нажмите кнопку Join