В Европе действует система торговли выбросами (EU Emissions Trading System), в рамках которой устанавливается максимальный объем выбросов (квота), разрешения на выбросы эмитируются в рамках соответствующих аукционов, и организована торговля этими разрешениями на рынке.
Британская компания Sandbag подсчитала, что, преодолев рубеж в 20 евро за тонну, европейский углеродный рынок привёл энергетические рынки к поворотному пункту. За этим поворотом полная удельная стоимость электроэнергии новых объектов солнечной и материковой ветровой энергетики оказывается ниже удельных эксплуатационных (только) затрат уже действующих угольных и газовых электростанций.
Причём Sandbag учитывает не все операционные затраты, а лишь топливные расходы и плату за выбросы угольной и газовой генерации, сравнивая их с «одноставочными ценами», установленными по результатам конкурсных отборов в солнечной и ветровой энергетике.
На графике и приведено такое сравнение. С начала 2017 года указанные затраты на производство электроэнергии на основе угля выросли на 72% до 46 евро за МВт*ч, а газовой генерации — на 43% до 49 евро за МВт*ч. Этот расчёт основывается на данных четверга, когда цена CO2 составила 20,42 евро за тонну.
Рост затрат на единицу вырабатываемой энергии в угольной и газовой энергетике обусловлен не только ростом цен на углерод, которые за год выросли в четыре раза, но и ростом цен на уголь и газ. Например, цена на уголь в Европе с января 2017 года выросла на 30%. Поскольку удельные выбросы угольной генерации существенно выше, чем газовой (соответственно, выше и платежи за выбросы), многие энергетики будут переключаться с угля на газ. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту спроса и цен на голубое топливо, что еще больше будет ухудшать экономические показатели газовой генерации в сравнении с солнечной и ветровой.
Большинство экспертов прогнозирует дальнейший рост цен СО2, например, Carbon Tracker ожидает в следующем году аж 35 евро за тонну.
В краткосрочной перспективе такой быстрый цен на углерод приведет к росту оптовых цен на электроэнергию, что наблюдается уже сейчас. Возможны негативные последствия для энергоемких производств, таких, например, как сталелитейные. С другой стороны, данная ситуация способствует отказу от угольной генерации, к чему стремится большинство европейских стран, а также стимулирует распространение ВИЭ.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber