/
Результаты работы в 2018 году
В 2018 году Rodina - Enerparc AG построили почти 200 МВт солнечных электростанций в Украине и за рубежом. В Казахстане ввели 100 МВт за 120 дней: Построили и подключили к сети СЭС, получили проектное финансирование (ЕБРР), построили высоковольтную подстанцию.
В Украине консорциум Rodina – Enerparc AG в прошлом году построил чуть меньше 100 МВт. Это станции в Хмельницкой, Херсонской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Киевской областях. В основном это станции малой и средней мощности (5-10 МВт), к примеру, в мае 2018 года ввели СЭС "Деражня-2" на 4 МВт и "Дунаевцы-3" на 4,7 МВт. Компания также выполняет и более крупные объекты – к примеру, 35 МВт в Херсонской и других областях. Окупаемость этих объектов – до 6 лет.
Инвесторами построенных нами объектов в основном выступают иностранные компании (такие как TIU Canada, Conte, Goldbeck, Enerparc AG и др.).
Темпы выросли по сравнению с предыдущими годами. Если в 2015 году после экономического спада компания построила в Украине 5 МВт мощностей СЭС, и это была половина всех введенных в 2015 году объектов ВИЭ (при том, что в Казахстане мы ввели тогда 50 МВт), то в 2016 году количество построенных мощностей в Украине увеличилось до 20 МВт (и еще около 70 МВт было в Беларуси), в 2017 году – до 30 МВт в Украине (и 100 МВт в Турции), в 2018 почти 100 в Украине (и 100 в Казахстане).
Инвестклимат в Украине и ближнем зарубежье
"Зеленая" энергетика – это долгосрочные вложения, капитал придет только туда, где работают прозрачные правила игры. Серьезные компании инвестируют в рынки, где они могут договариваться на понятных условиях, когда есть гарантия возврата капитала и безопасности работы инвестиций, а не перспектива заниматься вместо бизнеса антикоррупционнной борьбой.
Поэтому, сейчас реальных серьезных иностранных инвесторов в "зеленую" энергетику Украине единицы. Было бы правильно со стороны государства воспринимать профессионального иностранного инвестора как благо для украинской экономики и населения. Но зачастую чиновники смотрят на бизнес как на источник собственного обогащения, а не блага для общества.
В Казахстане, например, абсолютно реально построить за 6 месяцев СЭС 100 МВт вместе с подстанцией 110 кВ и ввести ее в эксплуатацию. В Украине технически это возможно, но реально ее ввести и подключить в такие сроки у нас крайне сложно. Сегодня реализовывать инвестпроекты с западными партнерами в "зеленой" энергетике в Беларуси, Казахстане, Армении получается быстрее, чем в Украине.
«Зеленые» тарифы и аукционы
"Зеленому" тарифу в Украине уже 10 лет. Тариф действительно привлекателен, Аукционы – хорошо, снижение стимулирующих тарифов – это нормально. В таком случае, конкуренция инвестиционных проектов и профессионализм участников рынка должны вырасти. Но сам рынок станет действительно конкурентным, когда начнут массово действовать прямые договора, а электроэнергия для потребителя будет стоить столько, сколько она стоит на самом деле.
К примеру, в Турции тариф для бытового потребителя - $0,14 за кВт-ч, и в Украине, как ни крути, он будет минимум $0,1 за кВт-ч. Цена для потребителя будет расти до европейского уровня. Потому что электроэнергетика – это базовая отрасль экономики, основа ее роста. И "зеленая" энергетика уже давно перестала быть каким-то эксклюзивом, это просто необходимое условие устойчивого развития общества, экономики и государства в целом.
Solar Chernobyl на территории Чернобыльской АЭС.
Rodina – Enerparc AG намеревается построить в Чернобыльской зоне 100 МВт. На продвижение первого проекта ушло пять лет. В конце 2013 года начали детальную проработку идеи, летом 2015 года подписали меморандум с Чернобыльской АЭС, а 1 июля 2018 года включили станцию по "зеленому" тарифу. Пять лет труда над проектом мощностью 1 МВт.
В процессе успели получить опыт строительства на территориях, пострадавших от Чернобыльской катастрофы – в 2016 году построили СЭС на 4,2 МВт в белорусском городе Брагин на площадках дезактивации техники из Чернобыльской Зоны. Причем величина тарифа на отпуск электроэнергии этой станции - $0,32 за кВт-ч, что выше текущего уровня в Украине.
Чернобыльская зона – очень сложный объект для привлечения инвестиций, он "живет" по законам 1986 года, и отсутствие прозрачных процедур тормозит любую инвестиционную инициативу. Там нет земельных участков как таковых, нет ни одного правоустанавливающего документа на землю. Чтобы начать что-то делать, нужно осуществить массу юридических действий, на которые нужен огромный бюджет, время и желание этим заниматься.
Сколько стоит построить СЭС
В Индии весь проект под ключ стоит $500 тыс за 1 МВт установленной мощности, но там совершенно особенные "индийские" требования по качеству оборудования СЭС, в Европе – около 650 тыс. евро, у нас – $700-750 тыс., что сопоставимо с европейскими расценками, в США – дороже, чем в Европе на 15-20%, что связано с особенностями ведения бизнеса и стоимостью рабочей силы.
В целом CAPEX пока будет снижаться. Солнечным модулям еще есть куда дешеветь. В последние годы оборудование для СЭС (основную часть которого составляют сами модули) дешевеет на 10% в год, и такая тенденция будет сохраняться какое-то время. В 2018 году, правда, панели подешевели на 25%, но потом все немного откатилось назад. Этому есть объяснение: вопреки прогнозам, рынок в прошлом году в мире не упал, а вырос на 5%. По данным европейской Ассоциации солнечной энергетики SolarPower Europe было установлено 104 ГВт солнечных станций, а это около $30 млрд инвестиций только в модули, примерно 60% стоимости станции "под-ключ".
Профессиональный инжиниринг и строительные работы будут дорожать (это связано с инфляцией, удорожанием энергоносителей, требованием инвесторов к качеству проектов и т.д.). То есть процентное соотношение стоимости работ и оборудования в ЕРС-контракте меняется. Если ранее стоимость оборудования составляла до 80% общей стоимости проекта, остальное – строительные затраты, то сейчас доля оборудования снизилась до 60%, и пропорция будет выравниваться.
Основной фактор формирования стоимости оборудования для СЭС - это активность китайских компаний в производстве поликремния и солнечных модулей. 10 - 12 лет назад в мире было порядка 50 крупных заводов по производству поликремния, цена держалась на уровне $400 за кг. В 2009-2011 гг. Китай построил 500 заводов, цена поликремния на рынке опустилась до $15-20 за кг. Все основные некитайские производители обанкротились или были выкуплены самими же китайцами. Затем, китайцы из своих 500 заводов остановили 450 и стали контролировать мировой рынок. На мировом рынке инверторов также доминирующую роль играют китайские производители (примерно 70% рынка) Именно эти факторы, как результат эффективной государственной промышленной политики и экспортно-ориентированной экономики Китая, и определяют основные тенденции на мировом рынке солнечной энергетики и формируют ее стоимость.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber