Пилотный этап развития плавучей ветровой ветроэнергетики завершен, и в настоящее время разрабатывается ряд предварительных коммерческих проектов. Отметим, что этот пилотный этап реализовывался в первую очередь именно норвежским бизнесом.
Нефтегазовый концерн Equinor построил первую в мире плавучую ветровую электростанцию, 30-мегаваттный парк Hywind в Шотландии. Недавно Осло также одобрило заявку на финансирование в размере около 257 миллионов долларов США для проекта Equinor Hywind Tampen в Норвегии мощностью 88 МВт, который должен стать первой в мире плавучей ветровой электростанцией, обеспечивающей возобновляемую энергию для морских нефтегазовых установок.
Поскольку потенциал ветровой энергетики в открытом море значительно выше, чем у других ветроэнергетических технологий, Menon ожидает мощного роста рынка в будущем. Подсчитано, что до 80 процентов доступных морских ветровых ресурсов находятся в областях, где слишком глубоко или дно непригодно для установки офшорных ветровых турбин. Нехватка земельных участков, пригодных для установки наземных ветровых электростанций в Европе, вероятно, также будет способствовать дальнейшему увеличению инвестиций в офшорные ветровые электростанции.
По базовому сценарию норвежских консультантов, глобальная установленная мощность плавучих ветровых электростанций к 2050 году достигнет 100 ГВт. По оптимистичному сценарию — 140 ГВт.
Авторы считают, что Норвегия может играть ключевую роль на этом новом рынке, по аналогии с Данией, которая стала технологическим лидером в материковой и офшорной ветроэнергетике. Ноу-хау норвежского нефтегазового сектора, наработанные в процессе работы на морском шельфе, еще больше увеличивают потенциал Норвегии занять значительную долю на мировом рынке.
В настоящее время технологии плавучих ветровых ферм проигрывают в экономическом плане другим технологиям генерации. Авторы подсчитали, что для коммерческой жизнеспособности плавучие они должны быть крупными, «как минимум в шесть раз больше, чем 88 МВт Hywind Tampen».
Menon Economics смоделировала два плавучих офшорных ветропарка мощностью 500 МВт каждый и провела экономический анализ, в том числе на предмет целесообразности их субсидирования норвежским правительством.
Авторы подсчитали, что субсидирование обеспечит положительный экономический эффект, если норвежский бизнес займёт 11% мирового рынка в данном секторе. При этом потенциал страны оценивается в 20% (верхняя граница). В исследовании также подчёркивается важность развития внутреннего рынка.
В период 2020-2050 в стране может быть создано до 128 тысяч рабочих мест или 4280 человеко-лет в год, что превышает занятость в гидроэнергетике, которая сегодня вырабатывает почти всю электроэнергию в стране. Размер созданной за тот же период стоимости может составить 117 млрд крон (13 млрд долларов).
Ранее Электровести сообщали, что Норвегия завершает разработку планов по открытию ряда морских районов на юге страны, способных вместить до 3,5 ГВт офшорных ветровых электростанций.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber