Инициаторы проекта стоимостью $1 млрд, начатого в 2011 году, привлекли инвестиции от Citibank и других финансовых организаций, а также добились правительственных гарантий по кредитам. Однако по причине конструктивных просчетов и некачественных работ и компонентов электростанция так и не вышла на проектную мощность, оказалась неспособной вырабатывать запланированное количество энергии.
По информации Bloomberg, соучредитель SolarReserve Билл Гулд обвиняет подрядчика, испанскую компанию ACS Cobra, которая нарушала сроки работ и разработала дефектный солевой резервуар, что привело к остановке электростанции. Объект был введён в эксплуатацию в сентябре 2015 года, однако уже в октябре 2016-го его пришлось остановить из-за протечки резервуара с расплавленной солью. Возобновить выработку электроэнергии удалось только в июле 2017 года, но ненадолго.
В прошлом году электростанция потеряла единственного клиента-покупателя энергии, компанию NV Energy, входящую в империю Уоррена Баффета, которая упрекала Crescent Dunes в недостаточной надёжности и неспособности обеспечить поставку требуемых объёмов электроэнергии. В результате этой потери объект был остановлен. Задолженность перед государством оценивается в $737 млн. Теперь электростанция ищет покупателя, который бы её реанимировал каким-то образом.
Второй вариант — разобрать её. Конструктивные дефекты явились не единственной причиной неудачи SolarReserve. Проблема в самой технологии, её экономике. В начале 2010-х годов, когда затевался проект, другая технология солнечной генерации — фотоэлектрическая — была намного дороже СSP. Сегодня же фотоэлектрическая солнечная энергетика в 3-4 раза дешевле.
Bloomberg приводит следующий график, на котором сравнивается в динамике стоимость единицы энергии, производимой Crescent Dunes и фотоэлектрической станцией. экономика солнечной энергетики Crescent Dunes вырабатывала энергию по $135/МВт*ч, фотовольтаика способна делать это в Неваде по $30/МВт*ч.
Солнечные модули дешевы и продолжают дешеветь, солнечные тепловые электростанции конструктивно сложны, дороги и не имеют сравнимого потенциала снижения затрат. Можно сказать, что CSP постигла та же участь, что и многие другие появляющиеся «многообещающие» технологии — она не выдержала конкуренции с альтернативами и стала жертвой падения затрат на кремниевые солнечные элементы.
Стоит ли ставить на CSP крест? Утверждать однозначно пока не стоит. Global Data прогнозирует, что к 2030 году тепловая солнечная энергетика в мире вырастет значительно, в разы. Её установленная мощность возрастёт с нынешних 5,6 ГВт до 22,4 ГВт. В то же время в абсолютных цифрах – это крохи. Фотоэлектрическая солнечная энергетика растёт сегодня более чем на 100 ГВт в год.
В 2017 году было объявлено о начале строительства крупнейшей в мире солнечной тепловой электростанции мощностью 700 МВт в ОАЭ. Обещанная стоимость электроэнергии находится на приемлемом уровне – 7,3 цента за киловатт*час, что не так уж плохо с учётом возможности поставок регулируемой мощности и электроэнергии в тёмное время суток.
Эта электростанция будет частью гигантского солнечного парка «Мухаммед бин Рашид Аль Мактум», который будет состоять из целого ряда объектов фотоэлектрической и солнечной тепловой генерации суммарной мощностью 5 гигаватт. В 2019 году EDF и Masdar объявили о начале проекта Noor Midelt Phase 1 мощностью 800 МВт в Марокко, в рамках которого будут комбинироваться солнечные фотоэлектрические и тепловые электростанции.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber