Написанный в сотрудничестве с Eaton и норвежской энергетической компанией Statkraft отчет «Секторальная синергия (Sector Coupling) в Европе: мощная декарбонизация», намечает вероятные пути электрификации с учетом европейских стратегических планов в области декарбонизации.
Авторы рассматривают два пути электрификации – «прямой» и «опосредованный». «Прямой» путь включает максимально возможное «прямое» внедрение электричества в транспортном секторе, в теплоснабжении (например, тепловые насосы для отопления зданий), перевод на электричество промышленных процессов. «Опосредованный» путь означает использование «зелёного водорода», получаемого в результате электролиза с использованием возобновляемой электроэнергии, в качестве топлива для зданий и промышленных процессов.
По оценкам доклада, к 2050 году европейской энергосистеме может потребоваться на 75 процентов больше генерирующих мощностей по сравнению с тем, что будет нужно без дополнительной секторальной синергии, причем недорогие ветряные и солнечные установки обеспечат большую часть прироста. Энергосистема также должна быть более гибкой из-за различных моделей потребления энергии в теплоснабжении и на транспорте. В то же время, новые электрифицированные сектора могут сами являться новыми источниками этой «гибкости» — благодаря возможности изменять свои модели потребления — при условии наличия правильной политики и технологий.
Масштабная электрификация позволит электроэнергии (прямо и косвенно) обеспечивать до 60 процентов конечного потребления энергии в этих секторах (помимо электроэнергетики) по сравнению с 10% в настоящее время. Однако этого будет всё еще недостаточно для их полной декарбонизации. Дело в том, что многие виды деятельности декарбонизировать особенно сложно. Речь идёт, например, об авиации, морских перевозках, производстве цемента и стали. Кроме того, циклы замены некоторых видов активов являются длительными.
«Электрификация или «секторальная синергия» … может внести огромный вклад в достижение правительственных целей по сокращению выбросов за счет низкоуглеродной трансформации, уже идущей в секторе производства электроэнергии», — говорит Виктория Куминг, глава анализ глобальной политики в BNEF. «Однако для того, чтобы эти изменения произошли, потребуются действия политиков. Правительствам следует ввести стимулы или требования по сокращению выбросов от теплоснабжения зданий, поддержать демонстрационные проекты по электрификации и устранить барьеры для производства зеленого водорода. Им также следует подумать о том, как привлечь потребителей энергии и гражданское общество, поскольку они играют решающую роль в обеспечении электрификации этих новых секторов».
Альберт Чеунг, руководитель аналитического отдела BNEF, добавил, что электрификация других областей экономики будет иметь серьезные последствия для энергетических систем. Лицам, определяющим политику, необходимо поддержать укрепление и расширение энергосистем, чтобы справиться с более высокими объемами электроэнергии и большим количеством возобновляемых источников энергии. Также необходимо развертывание систем накопления энергии и других источников гибкости для балансировки системы.
Чтобы еще больше сократить выбросы до чистого нуля, правительствам необходимо будет проводить более амбициозную политику, ускоряющую «секторальную синергию», и выводить на рынок другие технологии, такие как улавливание и хранение углерода (CCUS). Им также придется заняться снижением выбросов в сельском хозяйстве и землепользовании.
«Крайне важно, чтобы правительства и регулирующие органы утвердили организацию рынка электроэнергии, которая позволит разработчикам ветровых и солнечных проектов, а также систем накопления энергии и инструментов управления спросом, рассчитывать на уровень доходов, оправдывающий их инвестиции», — продолжает Чеунг.
Ранее ЭлектроВести писали, что компании Agora Energiewende (Германия) и Sandbag (Великобритания) опубликовали традиционный ежегодный отчёт о состоянии электроэнергетики в ЕС.
Потребление электроэнергии в Европе снизилось на 2% (-56 ТВт*ч), вернув спрос к уровню 2015 года. При этом ВВП вырос на 1,4% в 2019 году.
Доля ВИЭ в производстве европейской электроэнергии достигла рекордных 34,6%. Солнечная и ветровая энергетика совместно выработали почти 18% электроэнергии (569 ТВт*ч). Впервые солнце и ветер обошли уголь по выработке электроэнергии.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber