В работе традиционно сравнивается экономика разных технологий электрогенерации.
Еще в 2016 году Lazard отмечал, что ветровая и солнечная энергетика стали сопоставимы с газовой по стоимости единицы вырабатываемой электроэнергии (LCOE).
В 2017 году авторы пришли к выводу, что ветровая и солнечная энергетика — самые дешёвые технологии генерации.
В 2018 году отмечалось, что стоимость энергии (LCOE) новых ветровых и солнечных электростанций промышленного масштаба (utility scale) постепенно становится ниже, чем предельные издержки (marginal cost) действующих объектов «традиционной» генерации…
В нынешнем выпуске тенденция продолжается.
Стоимость энергии, вырабатываемой наземными ветровыми и солнечными фотоэлектрическими электростанциями промышленного масштаба упала за год на 2% и 9%, соответственно.
В то же время Lazard отмечает, что темпы снижения затрат замедлились, за последние пять лет они составляли 11% у солнечной энергетики и 5% у наземной ветровой. Замедление отмечалось и прошлогоднем докладе. Это естественно, снижение стоимости зрелой технологии не может происходить столь же стремительно, что и у набирающей зрелость молодой.
Интервал LCOE ветровых электростанций, согласно новому докладу, составляет $26-54, фотоэлектрических солнечных электростанций $29-42, а парогазовых установок $44-73 за мегаватт-час. Это означает (впервые отмечалось ещё в 2018 году), что LCOE некоторых проектов ветровой и солнечной энергетики сопоставима с предельными издержками «традиционных» электростанций, которые составляют для газа (ПГУ) $28, атомной энергетики $29, а угольной генерации $41 за мегаватт-час. Речь, разумеется, чистой экономике, без учёта субсидий (налоговых вычетов, которые применяются в США к ветровым и солнечным проектам). Если их добавить, то разница в стоимости солнечной, ветровой и «традиционной» генерации будет еще ощутимей.
Расчёты в докладе построены на основе американских данных, где коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) для солнечных и ветровых электростанций весьма высок. В то же время нельзя не отметить также и высокую стоимость капитала, применённую в докладе – 8% для долгового финансирования и 12% для собственного капитала. Солнечная и ветровая энергетика весьма эластичны по процентной ставке.
Используемые допущения, на основе которых проведен расчёт LCOE, открыты и публикуются в соответствующем разделе доклада.
Следует подчеркнуть, что Lazard исследует LCOE, стоимость единицы энергии «на микроуровне». «Системные факторы», такие как, например, интеграционные расходы в докладе не учитываются.
Вывод, который можно сделать из доклада Lazard – что солнечная и ветровая энергетика являются самыми дешевыми технологиями генерации – неоднократно подтверждался в последние годы, как результатами конкурсных отборов, так и расчётами других специалистов. Например, недавно глава NextEra, одной из крупнейших энергетических компаний США, приводил расчёты сравнительной экономики разных технологий. Из них следует, что даже если солнечные и ветровые электростанции оснащаются краткосрочными накопителями энергии, что делает их выработку «почти твёрдой» (near-firm), близкой по характеристикам с «традиционной» генерацией, они все равно будут дешевле не только угольного или атомного электричества, но даже и газового.
Напомним, что платформа Level10 – организация, занимающаяся структурированием договоров купли-продажи солнечной и ветровой энергии (PPA) — опубликовала индексы цен таких соглашений (PPA Price Index) для Европы и Северной Америки в третьем квартале 2020 года.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber