Если раньше авторы основной упор делали на развитие новых энергетических технологий («New Energy»), то в новом докладе предмет исследования был расширен. BNEF представила полноценный всесторонний прогноз глобального энергетического развития.
[Рассуждая о будущем энергетики, нужно всегда держать в уме, что электроэнергетика – это лишь 20% конечного потребления энергии на Земле, даже меньше. Радикальные изменения в направлении декарбонизации уверенно происходят именно в электроэнергетике (рост солнечной и ветровой энергетики). Даже при повышении доли электричества в конечном потреблении энергии, что происходит и будет происходить, всё равно большую его (конечного потребления энергии) часть нужно будет декарбонизировать не с помощью электричества, а с помощью других средств].
Проанализировав всё это, эксперты BNEF в общем-то пришли к выводу, который вынесен в заголовок.
С электроэнергетикой всё понятно. Здесь в 2050 году 56% электроэнергии в мире производится на основе солнца и ветра «при поддержке батарей, гибкого потребления и пиковых электростанций» (основной сценарий):
Это даже больше, чем в прошлых выпусках доклада. Например, в NEO 2018 года прогнозировалось, что доля солнечной и ветровой энергетики к 2050 году достигнет «всего» 48%.
Но вот в остальном картина получается не очень оптимистичной для климата.
В NEO 2020 два сценария:
- Economic Transition Scenario (ETS) — основной сценарий, основанный на фундаментальных экономических предпосылках энергетического перехода. «В долгосрочной перспективе мы убираем политические факторы, чтобы раскрыть базовые экономические основы энергетического перехода», — отмечают авторы.
- Климатический сценарий (NEO Climate Scenario NCS) исследует пути сокращения выбросов парниковых газов для достижения целей Парижского соглашения («ниже двух градусов Цельсия»).
В основном сценарии выбросы, вероятно, достигли пика в 2019 году, отмечают авторы, и будут снижаться. Тем не менее, траектория их снижения ведет мир к потеплению на 3,3 градуса к 2100 году.
Спрос на нефть достигнет пика в 2035 году, но это даже и на пик не похоже, поскольку потребление будет снижаться очень медленно, его объем в 2050 году будет находиться на уровне 2018 года.
Это даже более консервативный прогноз, чем у некоторых нефтяников. Так, в последнем прогнозе Total максимум спроса на нефть в обоих сценариях достигается в конце 2020-х, начале 2030-х годов. У BP в двух сценариях пик потребления нефти уже пройден, а в третьем (консервативном) сценарии ожидается в 2025 году.
Спад спроса в сегменте автомобильного транспорта из-за распространения электромобилей будет компенсирован ростом спроса на нефть в авиации, судоходстве и нефтехимии, считают авторы. Никаких «водородных самолётов» BloombergNEF не предвидит.
Авторы предсказывают рост потребления природного газа в течение всего прогнозного периода – на 0,5% в год в среднем до 2050 года. В этом NEO схож с прогнозами Total или DNV GL.
Пик потребления угля в мире уже пройден. Максимум выработки угольных электростанций в КНР будет достигнут в 2027 году, в Индии в 2030 году. Тем не менее, к 2050 году 12% электроэнергии в мире всё еще будут вырабатываться на основе угля.
Другими словами, изменения в энергетическом секторе, конечно, происходят, но слишком, слишком медленно для решения климатических задач. Да, конечно, за исключением электроэнергетики. Здесь темп высокий, но для декарбонизации мировой экономики этого недостаточно.
Как ускорить решение, показывает второй, климатический сценарий NEO.
В этом сценарии к 2050 г человечеству нужно будет производить 100 тысяч ТВт*ч электроэнергии в год – в четыре раза больше, чем сегодня, а установленная мощность глобальной энергосистемы будет превышать нынешнюю в 6-8 раз.
Почему так много? Всё дело в водороде. Эксперты BNEF подсчитали, что для декарбонизации мировой экономики по данному сценарию зеленый водород будет должен обеспечивать около четверти конечного потребления энергии. В натуральном выражении это примерно 800 млн тонн топлива.
Для производства такого количества понадобится 36000 ТВт*ч электроэнергии (в год) – на 38% больше, чем вырабатывается сегодня в мире.
Это электричество может быть произведено солнечными и ветровыми электростанциями мощностью 14 ТВт или атомными мощностью 4 ТВт. Вариант ВИЭ дешевле, но потребует, по расчётам BNEF, колоссальных земельных ресурсов -3,5 миллиона квадратных километров, что сопоставимо с площадью Индии [следует учитывать, что земля между ветряными турбинами может использоваться в сельскохозяйственных целях].
Инвестиции в такую декарбонизированную систему составят (накопленным итогом за 30-летний период до 2050 г) от 78 до 130 триллионов долларов США, подсчитали эксперты BNEF.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber