Республика Узбекистан предпринимает активные действия в вопросах изменения климата в контексте своего вклада в достижение целей Парижского Соглашения, отмечается в заявлении Министерства энергетики. Сектор производства электроэнергии является основой экономики и ответственен за значительную долю выбросов парниковых газов в стране. Таким образом, декарбонизация производства электроэнергии будет играть решающую роль в достижении климатических целей Узбекистана. Республика уже наметила амбициозную программу развития возобновляемой энергетики в Концепции Министерства энергетики на 2020-2030 годы.
В докладе определена дорожная карта углеродной нейтральности для электроэнергетического сектора Узбекистана, основанная на выводах Концепции Министерства энергетики на 2020-2030 годы, и с расширением анализа до 2050 года. Дорожная карта дает представление о политике, технологиях и инвестициях, необходимых для достижения сектором производства электроэнергии углеродной нейтральности к 2050 году. В докладе использованы передовые инструменты моделирования энергосистем и анализа сценариев и исследованы более десяти возможных путей будущего развития электроэнергетики в Узбекистане с целью разработки оптимальной дорожной карты.
Ключевым выводом отчета/доклада является то, что переход Узбекистана к 2050 году к энергетическому сектору с нулевым выбросом углерода технически и экономически осуществим. Показано, что «Узбекистан может быть лидером в действиях по борьбе с изменением климата в Центральной Азии и за ее пределами, поддерживая при этом устойчивый экономический рост».
В отчёте отмечается, что, по самой верхней оценке, потребность в электроэнергии [в терминологии отчёта] в Узбекистане в 2050 году составит 400 ГВт. При этом технический потенциал ветроэнергетики составляет 1000 ГВт, а солнечной энергетики 3000 ГВт.
Как показано на иллюстрации, переход к углеродно-нейтральному состоянию будет происходить в основном за счёт развития солнечной и ветровой энергетики. Кроме того, в стране должна будет действовать атомная электростанция мощностью 2,4 ГВт, как это предусмотрено вышеупомянутой программой Минэнерго.
В отчете также отмечено, что одним из побочных преимуществ постепенного развертывания мощностей по использованию возобновляемых источников энергии является производство электроэнергии из возобновляемых источников сверх спроса в определенных сезонных условиях. Эта энергия является «безвозмездным ресурсом», который может быть сохранен и использован для производства возобновляемого водорода «в качестве побочного продукта глубокой декарбонизации электроэнергетики». Этот возобновляемый водород может оказать дополнительную поддержку развитию водородной экономики в Узбекистане…. В связи с этим, развитие новой газовой инфраструктуры должно учитывать возможную прокачку декарбонизированных газов, включая водород в среднесрочной/долгосрочной перспективе.
В документе говорится, что для достижения нулевого уровня выбросов углекислого газа система требует значительных ветровых и солнечных мощностей, а также значительного запаса электроэнергии (39 ГВт, обеспечивающих более 44 ТВт-ч в г. в сценарии «Умеренного поребления»), который «будет выдавать большие объемы накопленной электроэнергии в периоды низкой ветровой и солнечной доступности».
Однако детально системы накопления энергии не моделировались, поскольку по мере развития рынка и технологий решения по хранению могут принимать разную форму…, в том числе энергоносителей, таких как водород.
Важный вывод доклада: «Инвестиции, необходимые в соответствии со сценарием с нулевым уровнем выбросов углерода, меньше, чем в соответствии с другими сценариями, рассмотренными в ходе моделирования».
Ранее сообщалось, что Узбекистан построит 5 ГВт солнечных и 3 ГВт ветровых электростанций к 2030 году
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber