“К сожалению, сейчас действительно не хватает финансовых инструментов, которые бы стимулировали модернизацию украинских предприятий. Мы выступаем за то, чтобы экологические средства имели целевое использование. Нужно создавать фонд как отдельное юридическое лицо, а не просто статью в бюджете. Фонд должен иметь возможность принимать различные программы под нужды стимулирования и привлекать международные средства”, — сказала она.
По словам Ставчук, наиболее эффективным механизмом модернизации частных предприятий с привлечением средств из фонда декарбонизации является сотрудничество с банками.
“Средства будут распределяться по определенным критериям программы модернизации через систему кредитования, покрытие тела кредита или процентов. Это наиболее эффективный и быстрый механизм”, — отметила замминистра.
Единственным финансовым стимулом на сегодня является законодательная норма о “зеленой электрометаллургии”, которая освобождает металлургические заводы с низким уровнем выбросов от дополнительных платежей в пользу производителей электроэнергии из возобновляемых источников. “Однако до сих пор ни один металлургический завод в Украине не может воспользоваться этим финансовым стимулом, поскольку Кабинет министров затягивает утверждение разрешительной документации. И такая ситуация не побуждает инвесторов вкладывать в экологию в Украине”.
Сейчас Европа активно реализует масштабную программу European Green Deal, которая предусматривает превращение ЕС к 2050 году в углеродно-нейтральный континент. Например, 5 февраля комитет по вопросам окружающей среды Европарламента принял жесткую резолюцию, согласно которой почти 94% импорта, который осуществляет выбросы на территории Европы, будет подпадать под действие углеродного налога. “Есть большой риск, что “грязное” промышленное производство из стран ЕС могут перенести в Украину, Грузию, Албанию. Поэтому ЕС рассматривает введение механизма, суть которого заключается в экономических и таможенных барьерах для нашей промышленности, если мы не будем отвечать критериям энергоэффективности и нормам выбросов углерода”, — пояснил бывший врио председателя Государственной экологической инспекции Егор Фирсов.
Поэтому украинская промышленность будет вынуждена меняться, чтобы соответствовать европейским нормам и директивам, или ей придется искать другие рынки. Показательно, что заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс назвал введение “углеродного” налога “вопросом жизни и смерти” для европейской промышленности.
Ранее сообщалось, что Украина начала отслеживать выбросы парниковых газов промышленностью
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber