МЭА часто выпускает доклады. В мире выпускается много докладов с планами перехода к углеродно-нейтральной энергетической системе (в частности, IRENA ежегодно выпускает такие «дорожные карты»), но этот новое исследование МЭА стоит особняком. Агентство впервые публикует доклад, в котором детально просчитан переход к экономике с нулевым балансом выбросов, что соответствует климатической цели по ограничению глобального потепления 1,5 градусами Цельсия.
В документе, который подготовлен для «информирования» мировых лидеров в преддверии 26-й Конференции сторон (COP26) в ноябре текущего года, исследуются изменения в промышленности, инфраструктуре, структуре энергоснабжения и инвестиционных процессах, которые, по мнению авторов, необходимы для достижения глобальной углеродной нейтральности к середине века.
Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА, заявил, что выпущенная Агентством дорожная карта показывает, что шансы достичь нулевого баланса выбросов к 2050 году «малы, но не упущены». Однако скорость и масштаб действий, требуемых во всех секторах, делают это «величайшим вызовом, с которым когда-либо сталкивалось человечество».
В плане технологий, которые требуются для достижения «углеродно-нейтрального состояния», доклад не содержит каких-либо сенсаций. Ключевая роль в декарбонизации электроэнергетики отводится возобновляемым источниками энергии, в основном солнечной фотоэлектрической и ветровой энергетике. Они должны расти колоссальными темпами.
По оценке МЭА, к 2050 году около 240 миллионов домовладельцев должны будут установить солнечные электростанции на крышах домов (в настоящее время примерно 25 млн). По возможности, отмечает Агентство, в новые и существующие здания следует «интегрировать местные возобновляемые ресурсы», такие как солнечные фотоэлектрические системы.
Доля возобновляемых источников энергии в производстве электричества в мире к 2050 г должна достичь 88%, в том числе суммарная доля солнечных и ветровых электростанций — почти 70%.
Уже к 2030 году продажи электромобилей (годовые) должны вырасти в 18 раз, то есть более 55 млн электрических машин должно продаваться. А «в 2050 году автомобили по всему миру будут работать на электричестве или топливных элементах».
МЭА считает, что «на нашем пути к нулевому балансу выбросов нет необходимости в инвестициях в новые поставки ископаемого топлива. Помимо проектов, уже утвержденных на 2021 год, наш путь не требует новых нефтегазовых месторождений для разработки, и не требуется никаких новых угольных шахт или расширения действующих шахт».
А вот так сократятся доходы от нефти и газа в странах-производителях, если мир будет следовать составленному плану:
Агентство отмечает, что для глобального перехода к углеродной нейтральности потребуется также глобальное внедрение «углеродного налога».
По расчётам МЭА уже к 2030 году потребуется увеличить объёмы улавливания и хранения углерода (CCUS) более чем в 40 раз. Это выглядит сомнительно. Технология до сих пор находится на ранней стадии развития, несмотря на довольно продолжительную историю. В мире действуют буквально единичные объекты.
Что касается занятости, потеря рабочих мест в угольной и нефтегазовых отраслях более чем компенсируется секторами «новой энергетики». Почти девять миллионов дополнительных рабочих мест будет создано глобально уже к 2030 году.
Доклад МЭА — это не прогноз, а «дорожная карта». Её реализация, как мы понимаем, зависит от многих обстоятельств. Тем не менее, сам факт публикации такого доклада «главным» мировым энергетический агентством, которое всегда отличалось «умеренностью» своих оценок, уже является весомым политическим фактором, который будет стимулировать политических лидеров действовать определённым образом.
Ранее сообщалось, что рекордный рост солнечной энергетики ожидает МЭА в 2021 и 2022 годах
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber