Группа выступила с совместным заявлением, а её участники опубликовали свои индивидуальные обязательства. Среди подписантов российских компаний нет.
По оценке Водородного совета, в совокупности обязательства этих 28 компаний составляют «почти четверть потенциала декарбонизации водорода к 2030 году» (речь идёт о предотвращении выбросов парниковых газов в результате внедрения «низкоуглеродных форм» водорода, а весь потенциал оценивается в 800 млн тонн СО2 в год к 2030 г).
Обязательства компаний можно сгруппировать по трём категориям – потребление, производство и финансовая или техническая поддержка.
Обязательства в части потребления составляют в совокупности 1,6 млн тонн в год водорода с «пониженной интенсивностью выбросов углерода» (lower-carbon intensity hydrogen). Они нацелены на замену серого водорода, который в настоящее время широко используется в нефтепереработке, химической промышленности, при производстве удобрений и т.д. Данные инициативы позволят избежать более чем 14 миллионов тонн выбросов углекислого газа в год, что эквивалентно ежегодным выбросам более шести миллионов автомобилей в Европе, говорится в заявлении.
Что касается производства, тут планов громадьё. В сумме компании обещают производить более 18 млн тонн в год низкоуглеродного водорода. Это позволит избежать выбросов CO2 в объёме примерно 190 миллионов тонн в год (при замене серого водорода, природного газа для выработки промышленного тепла и нефтепродуктов на транспорте). Это почти соответствует совокупным годовым выбросам Нидерландов и Туниса.
«Неопределенность предложения и отсутствие обязательств по потреблению — две проблемы, связанные с развитием водорода как части глобальной энергетической системы», — отметил Бен ван Берден, главный исполнительный директор Shell. «Мы объединили компании, чтобы пошатнуть этот статус-кво и послать мощный сигнал рынкам и правительствам, чтобы водород полностью раскрыл свой потенциал».
«Чтобы еще больше ускорить развитие рынка водорода, мы призываем все больше компаний присоединиться к этим усилиям и взять на себя обязательства. Мы готовы работать с любой компанией из любого сектора, которая заинтересована в продвижении вперед к будущему с нулевым балансом выбросов, благоприятному для природы и справедливому для более чем 9 миллиардов людей, которые будут жить на планете к 2050 году», — добавила Клэр О’Нил, старший советник WBCSD (Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию).
В документе используются термины: «водород с пониженными выбросами углерода» (reduced carbon hydrogen: ≤ 6 кг CO2экв/кг H2 или примерно 50 г CO2/МДж), «водород с низкими выбросами углерода» (low carbon hydrogen: ≤ 3 кг CO2экв/кг H2 или примерно 25 г CO2/МДж) и «водород со сверхнизкими выбросами углерода» (ultra low carbon hydrogen: ≤ 1 кг CO2экв/кг H2 или примерно 8 г CO2/МДж) [классификация WBCSD].
По оценкам, возобновляемый (или зеленый) водород, получаемый из гидро- и ветровой электроэнергии, сегодня будет соответствовать определению водорода со сверхнизкими выбросами углерода. Возобновляемый водород из солнечной энергии может иметь более широкий диапазон интенсивности выбросов — от низких до сверхнизких выбросов углерода.
Некоторые примеры:
Shell обещает, что к 2030 году по крайней мере 65% потребления водорода в ее химических и энергетических парках будет представлено H2 с пониженными выбросами углерода или лучше (~ 300 тыс. тонн в год, исключая попутно производимый водород). Что касается производства, Shell обязуется производить к 2030 году 75 тыс. тонн водорода со сверхнизкими выбросами углерода и 100 тыс. тонн водорода с пониженными выбросами углерода в год.
Французская энергетическая группа Engie обязуется нарастить мощности по производству «возобновляемого водорода» до 4 ГВт к 2030 году, итальянская энергетическая группа Enel обязуется производить только «возобновляемый» водород и довести мощности своих электролизёров до 2 ГВт к тому же сроку.
Ранее сообщалось, что водородная стратегия Украины будет представлена весной 2022 года
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber