Основные моменты:
H2 целесообразно использовать в секторах, где полная электрификация либо технологически невозможна, либо слишком затратна, в основном это промышленные процессы и некоторые сегменты транспортного сектора, а также долгосрочное хранение энергии. Использование водорода для отопления зданий нецелесообразно. Этот вывод соответствует мнению многих экспертов, в том числе сформулированному в последнем докладе Agora Energiewendе.
H2 необходимо производить с минимальными выбросами парниковых газов. ЕС будет фокусироваться на возобновляемом водороде и крупномасштабном внедрении электролизёров.
В то же время остро стоит вопрос стоимости зелёного водорода — существует множество прогнозов, и в докладе размещён удачный график (сверху), который наглядно отображает их широкий разброс.
Обеспечение достаточно высокого коэффициента загрузки электролизеров — от 3000 до 6000 часов в год — позволит снизить влияние капитальных затрат на производственные затраты H2. Когда электролизеры имеют высокий коэффициент использования, цена на электроэнергию становится доминирующим фактором затрат. Это в общем-то очевидно:
Для работы 40 ГВт электролизных мощностей, запланированных Европейской Комиссией на 2030 год (Водородная стратегия ЕС), потребуются 80-120 ГВт дополнительных солнечных и ветровых мощностей. В то же время развёртывание новых электростанций на возобновляемых источниках энергии в Европе сталкивается сегодня с рядом препятствий. Это, например, и пространственно-территориальные ограничения, и доступ к электрическим сетям, и сложные, долгие процессы получения разрешений. Существуют опасения, что производство зелёного водорода может добавить дополнительную напряженность в (и без того сложные) процессы декарбонизации электроэнергетики.
Важный аспект формирования новой водородной экономики в Европе — это критерии, которые будут использоваться для сертификации электролитического водорода. Они будут установлены к концу 2021 года в исполнительных актах к европейской Директиве по возобновляемым источникам энергии. Использования гарантий происхождения (сертификатов) недостаточно — также необходима географическая и временная привязка выработки электроэнергии и работы электролизёров.
Дебаты ведутся вокруг применения принципа дополнительности, который означает, что электроэнергия для производства водорода должна поступать только из «дополнительных» возобновляемых мощностей, которые в противном случае не были бы построены. Это требование проистекает из опасений, что возобновляемая энергия, используемая для производства водорода, будет компенсирована дополнительной генерацией, работающей на ископаемом топливе, что приведет к увеличению выбросов CO2.
Хотя приоритет отдаётся зелёному водороду, для удовлетворения ожидаемого спроса на H2 ЕС должен использовать все доступные источники «низкоуглеродного электролитического» водорода. В докладе рассматриваются два таких дополнительных потенциальных источника — импорт и водород, производимый на основе ядерной энергии.
Вполне вероятно, что не весь спрос на водород в Европе будет (или должен быть) удовлетворен локальным производством. Как и в случае с другими энергоносителями, торговля возможна, и для некоторых государств-членов ЕС, сталкивающихся с дефицитом предложения, она будет даже желательна с точки зрения диверсификации. Целесообразность импорта возобновляемого водорода зависит от двух определяющих факторов: затрат, связанных с производством и транспортировкой, и климатических характеристик импортируемого водорода, которые должны быть измеримыми и проверяемыми.
Согласно текущим оценкам, значительного снижения стоимости импортного водорода не ожидается, учитывая затраты на транспортировку, конверсию и реконверсию. Тем не менее, импортный водород может потребоваться независимо от ценовой конкурентоспособности для покрытия дефицита предложения, если таковой случится. Импортируемый водород должен подпадать под надлежащую систему сертификации, основанную на оценке жизненного цикла, которая также должна охватывать выбросы, связанные с транспортировкой. Последовательные международные правила и строгая нормативно-правовая база должны гарантировать, что для импорта действуют те же стандарты «чистоты», которые применяются к водороду, производимому на территории ЕС.
Атомная энергетика расширяет возможности для производства низкоуглеродного водорода из электроэнергии. Атомные электростанции работают с высоким КИУМ, и электролизёры могут размещаться на их площадках, что может способствовать улучшению экономики электролиза. В то же время при аналогичном сокращении выбросов ядерная энергия не может быть названа возобновляемой. Соответственно, потребуются отдельные формы сертификации низкоуглеродного водорода.
Ранее сообщалось, что МЭА оценивает мощность заявленных проектов в сфере водородного электролиза на уровне 260 ГВт
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber