На долю гидроэлектростанций приходится 70 процентов электроэнергии Исландии. Отверстия, пробуренные в земле возле вулканов, несут тепло и горячую воду. Геотермальная энергия обогревает здесь 85 процентов домов и производит почти всю остальную электроэнергию.
Много электричества. Много причин, чтобы перейти на электромобили. У многих здесь уже есть: в 2020 году на EV и PHEV (электромобили и подключаемые гибриды) приходилось 45% продаж новых автомобилей, что является вторым по величине уровнем проникновения в мире после Норвегии (которая недавно превысила 90%).
Но внедрение электромобилей во всем мире зависит от государственных стимулов. Например, в настоящее время Великобритания является вторым по величине рынком сбыта Porsche Taycan в мире (после Китая, опережая США или Германию) исключительно благодаря налоговым льготам, доступным для бизнес-пользователей. То же самое в Исландии или Норвегии — государственная политика напрямую влияет на продажи. Люди не покупают экологичный транспорт, если это будет стоить им дороже.
Первоначально Исландия создала фонд для инвестиций в инфраструктуру. Результатом этого является сеть точек зарядки электромобилей по всему острову, которая постоянно расширяется. С такой настройкой акцент теперь смещается на стимулирование покупателей к переходу. Который режет в обе стороны. Электромобили теперь дешевле покупать и эксплуатировать, а также их легче заряжать, но запас хода батареи в этом суровом холодном климате сильно страдает.
Но это история больше, чем просто автомобили. Намерение, по словам Хордис Колбрун Гилфадоттир (министра туризма, промышленности и инноваций, когда мы брали у нее интервью в ноябре, но недавно назначенная на должность министра иностранных дел), «к 2050 году мы хотим стать независимыми от использования ископаемого топлива. Мы будем первыми в мире полностью независимыми от них».
Это похвально, но в общей схеме изменения климата этого относительно легко достичь. Исландия изучает экологически чистое электронное топливо (либо полностью синтетическое, либо из биомассы), поскольку они понимают, что грузовики и лодки вряд ли будут работать на электричестве в ближайшее время. И не только внутри страны. «Это также возможность построить в Исландии новую промышленность, чтобы мы могли экспортировать экологически чистое топливо, — говорит Гильфадоттир, — у нас сильная инновационная среда. Мы хотим, чтобы Исландия была частью новой инфраструктуры».
Но это только транспорт. Полной углеродной нейтральности намного сложнее достичь. Тем более, что у Исландии, как и у Норвегии, есть грязный секрет.
В Норвегии деньги на развитие внутренней электрической инфраструктуры поступают от продажи за границу обширных запасов нефти и газа в Северном море. Грязный секрет Исландии — тяжелая промышленность, особенно выплавка алюминия. Несмотря на то, что они работают от электричества, три основных завода на острове производят 1,6 миллиона тонн CO2 в год, производя при этом 800 000 тонн алюминия. Это 30 процентов от общего объема выбросов CO2 в Исландии.
Решение, чтобы уложиться в срок до 2040 года? Улавливание углерода. Геология Исландии хорошо подходит для этого: «у нас уже есть компании, которые работают над этим здесь… но у нас также есть интерес со стороны других стран приехать в Исландию для этого». Другими словами, другие страны могут захотеть использовать Исландию в качестве поглотителя углерода.
Это вряд ли понравится местным жителям. Вы можете задаться вопросом, почему энергия ветра не входит в структуру энергопотребления. Дело не только в том, что им это особо не нужно, а в том, что береговые ветряные электростанции трудно продать людям во всем мире. Исландцы уже начинают бунтовать по поводу огромных майнинговых ферм, которые переехали сюда из-за дешевого электричества и низких температур. Они спрашивают, почему их возобновляемая энергия используется для майнинга биткойнов.
В любом случае, энергоснабжение Исландии может значительно превысить внутренний спрос, а это значит, что у них будут свободные мощности для экспорта. Но как экспортировать электроэнергию? Через Атлантику не проходят электрические кабели, и мы знаем, что даже автомобильные аккумуляторы громоздки и неэффективны. Нет смысла запускать перезаряжаемые корабли. Вместо этого ключом является преобразование энергии. Используйте электричество для производства водорода или аммиака и транспортируйте его по всему миру.
Но это идеи на будущее, а не жесткие цели, и пока что единственный крайний срок, установленный Исландией, — отказаться от продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году. И это не относится к коммерческим автомобилям. Даже в такой богатой энергоносителями стране, как Исландия, предстоит пройти долгий путь.
Ранее сообщалось, что в Исландии открыт крупнейший в мире завод по откачке CO2 из атмосферы
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber