Эта статья является второй частью обзора трендов переходного периода, который сейчас переживает Европа энергетическом секторе на глобальном, региональном и местном уровне.
Рост количества регулятивных актов, ограничивающих объемы выбросов углерода
Европа всегда была лидером в инициативах по снижению влияния на климат и уменьшению объема углеродных выбросов. Принятые стратегии и новые требования по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) продолжают развиваться как на уровне всей Европы, так и в отдельно взятых странах. ЕС поставил перед себой долгосрочную цель - к 2050 году достичь снижения выбросов до 80 - 95% от уровня 1990 года, пишет издание Forbes.
Эта всеобъемлющая цель поддерживается рядом стратегий, нормативных актов и целевыми показателями (на сегодня принятыми для 2020 и 2030 гг.), которые подразумевают снижение ПГ в отдельно взятых секторах промышленности, повышение энергоэффективности, стандартов строительства и развитие возобновляемой энергетики.
Несмотря на угрозу того, что ЕС все таки не сможет достичь этих целей (необходимость строжайшей экономии, Brexit - выход Великобритании из ЕС, а также Clexit - случаи, когда страны отказываются от обязательств по снижению влияния на климат), он остается приверженным своим целям. Более того, Европейский союз недавно принял новые регулятивные нормы, которые стимулируют отдельных стран-членов, углубляться в решение вопроса выбросов, за счет вовлечения частного сектора и местных энергокомпанийи в тесное сотрудничество.
Долгосрочное воздействие Парижской климатической конференции будет значительным. Это соглашение призвано ограничить глобальное потепление до 2°C до 2100 года. Для этого каждая отдельно взятая страна устанавливает свою собственную цель на ежегодное снижение выбросов. Рекордное количество стран (174 страны и ЕС) подписали соглашение в апреле 2016, но оно вступит в силу только когда 55 стран, ответственных за 55% общих выбросов в мире, официально станут его участниками. На сегодня к соглашению официально присоединилось 24 страны. Но даже если страны, которые в этом году уже заявили о своем намерении присоединиться к документу (Китай, США, Мексика, Канада, и Австралия), действительно реализуют свои намерения, для достижения указанных 55% будет не хватать еще 1,05%. Так, поребуется еще больше работы, но ЕС и многие европейские страны не сидят, сложа руки.
Регулятивные нормы ЕС для выбросов углерода
В ЕС уже давно действует одна из самых решительных стратегий, направленных против углеродных выбросов, в мире, подкрепляемая дополнительными целями по энергоэффективности и развитию ВИЭ. Самая последняя стратегия ЕС содержится в Энергетической дорожной карте 2050 (Energy Roadmap 2050). В ней ЕС также установил промежуточные цели для 2020 и 2030 года. Так, пока ожидается, что цели, поставленной к 2020 году по выбросам ПГ, энергоффективности и ВИЭ Евросоюзу достичь удастся, но с целями к 2030 году могут возникнуть проблемы. Поэтому основываясь на этих ожиданиях, было объявлено новое положение - постановление о принятии показателя объединенных усилий ( Effort Sharing Regulation). Это постановление предоставляет возможность компенсировать невыполнение целей по сокращению выбросов одной страной, за счет других стран-членов. Так, для членов ЕС с большим ВВП на душу населения и значительным потенциалом повышения рентабельности снижения выбросов ПГ (Люксембург, Германия и Великобритания) цели установлены на уровне 35% - 40%, а для стран-членов, находящихся в другом конце экономической пирамиды (Болгария, Румыния, Латвия) - на уровне 0 - 10%.
Дорожная карта 2050 исследует пути перехода к новой энергетической системе, которая удовлетворяет цели по снижению выбросов парниковых газов. В своем анализе ЕС приходит к выводу, что декарбонизация является технически и экономически выполнимой. Ожидается, что европейский подход позволит снизить энергозатраты и повысить безопасность поставок энергии, по сравнению с индивидуальными энергосистемами стран по отдельности. В дальнейшем Евросоюз намерен создать полностью интегрированный энергорынок, что позволит убрать технические и регулятивные барьеры, повысить конкурентоспособность и обеспечить потребителей более широким выбором поставщиков. Кроме того новая стратегия должна создать взаимосвязи, необходимые для повышения энергобезопасности и снижения импорта, а также подготовить энергосистему к работе на безуглеродных энергоресурсах.
Более того Европа, как международный торговый партнер, в перспективе может стать глобальным лидером, влияющим на повышения стандартов производства, которые непременно подразумевают снижение влияния на климат в различных странах мира.
Что делают отдельно взятые страны ЕС?
Многие европейские страны сделали значительный вклад в достижения энергетических и климатических целей ЕС.
Несмотря на Brexit, Великобритания выделяется среди всех, как первая страна, которая в рамках политики по снижению выбросов внедрила юридически обязательные к исполнению регулятивные нормы. Британский закон об изменении климата, принятый в 2008 году заложил основу перехода страны к низкоуглеродной экономике. Согласно данному акту, выбросы парниковых газов в Британии должны снизиться как минимум на 80% по сравнению с показателем 1990 года к 2050 году. Более того новейшей стратегией Fifth Carbon Budget предусмотрено, что в 2028 - 2032 гг. Британия должна ограничить выбросы парниковых газов до 57% от уровня 1990 года. Также британское правительство объявило о планах закрыть все угольные тепловые электростанции к 2025 году.
Германия, совместно с Великобританией, Францией, Италией и Испанией направила развитие своего рынка на солнечную возобновляемую энергетику. Указанные страны вложили значительные инвестиции в этот сектор, а некоторые из них продолжают их наращивать ускоренными темпами, особенно в сферу распределительных солнечных установок. Несмотря на некоторые краткосрочные проблемы в отдельных странах, Европа в целом представляется весьма успешной в реализации своих планов по развитию ВИЭ. Так, согласно прогнозам, более 150 ГВт солнечных мощностей принесут доход в 250 млрд евро (279 млн долл.) в 2016 - 2024 гг. и 75% от указанного объема мощностей придется на распределенные солнечные системы.
Германия также является лидером в сфере энергосбережения. Это подтверждается тем, что страна недавно объявила о кампании под названием Effizienzoffensive, конечной целью которой является сокращение потребления энергии в стране в два раза к 2050 году. Стоимость компании оценивается в 17 млрд евро (19,4 млрд долл.)
Немецкое правительство запустило эту кампанию, потому что одного лишь роста объемов «зеленой» генерации для достижения целей по снижению углеродных выбросов будет недостаточно. Кампания включает в себя проведение открытого конкурса с целью приобретения экономически эффективных энергосберегательных технологий, пилотных технологи для «умного» контроля за температурой и потерями в отопительных системах, а также других мероприятий для внедрения межотраслевых технологий.
В секторе транспорта в направлении декарбонизации лидирует Норвегия, которая активно поддерживает электромобили. На сегодня около 25% всех продаваемых в Норвегии новых машин составляют электрокары, что является пока основным результатом правительства, прививающего населению поддержку электротранспорта на протяжении последних 30 лет. Норвежские программы стимулирования использовать электромобили (налоги, льготы и отдельные полосы движения на дороге) в итоге привели к росту инвестирования и в проекты зарядной инфраструктуры. Сегодня, в Норвегии работает более 1000 общественных зарядных станций, охватывающих 55 тыс. миль дорожного полотна. Для сравнения, в США установлено 13 тыс. зарядных станций на 4 млн миль дорожного покрытия в стране.
Норвегия и другие европейские страны (такие как Швеция, Германия, Франция, Нидерланды) также недавно объявили о планах постепенно сокращать количество бензиновых и дизельных авто. Несмотря на наличие значительного сопротивления этим планам, как с политической стороны, так и со стороны бизнеса, ожидается, что если многим из стран-членов ЕС удастся принять такой запрет, ЕС сможет распространить его на всю свою территорию.
Местные инициативы
В то время как регулятивные нормы в ЕС и на уровне стран продолжают разворачиваться, не менее заметным являются изменения на местном уровне. Многие города приняли обязательство переходить на чистую энергию, и некоторые, такие как Копенгаген (Дания), Мюнхен (Германия) и остров Уайт (Англия), поставили цель достичь 100% чистой энергии. Кроме того был создан Альянс за устойчивое будущее (Alliance for a Sustainable Future), призванный помочь мерам городов и руководителям предприятий развивать конкретные подходы для снижения выбросов ПГ, ускорения развития новых технологий и внедрения устойчивых стратегий развития. В последнее время наблюдается углубление партнерства между общественностью, правительством и частным бизнесом, среди которых и энергокомпании, и крупнейшие мировые технокорпорации, с целью продвижения идеи устойчивого развития на практике.
Ключевые роли вовлеченных сторон
Тем временем многие энергокомпании выводят из эксплуатации свои угольные ТЭС (или переводят их на биомассу) и инвестируют деньги в системы распределения энергии, и в проекты ВИЭ промышленного масштаба. Centrica, Engie, и другие энергокомпании последним временем вкладывали значительные инвестиции в энергетический бизнес, основанный на новых, «зеленых» технологиях.
Крупнейшим вызовом в этом переходном периоде будет балансирование между инвестициями в развитие электросети и в строительство новых мощностей, тогда как общий объем инвестиций (также как и общий доход) со временем будет снижаться. Правительства и регулирующие органы на всех уровнях играют в этом процессе ключевую роль. Им придется уравновешивать более широкий набор требований, обеспечивая безопасную, надежную, и в то же время, доступную эксплуатацию электросети, внедряя при этом более «чистую» распределенную энергию. При этом, эти органы должны обеспечить, чтобы этот переходный процесс включал инновации, но в то же время и влиял на правила и процедуры, чтобы идти в ногу с изменениями в ходе реализации.
Прогноз
Цели правительств, регулятивных органов, энергокомпаний и их потребителей по достижению устойчивости сейчас объединены в Европе, как никогда ранее. Страны и местные правительства продолжат обсуждать, как цели по достижению устойчивости могут быть достигнуты без вреда рабочим местам, или доступу к безопасной, надежной и доступной энергии. Энергокомпании будут продолжать поддерживать развитие генерации, потребления и распространения «зеленой» энергии.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber