В рамках весьма, судя по постам в Facebook, познавательной поездки для представителей «Укрэнерго» в Южную Корею, глава компании опубликовал короткий экскурс в систему работы энергосистемы этой уникальной в энергетическом аспекте страны. ЭлектроВести нашли этот пост (уже третий в нашей серии) весьма интересным, и достойным, чтобы им поделиться.
Первые «выпуски» отчетов о поездке здесь:
Электросети в Южной Корее. Путевые заметки директора «Укрэнерго»
Электросети в Южной Корее. Путевые заметки директора «Укрэнерго». Часть 2
Итак, энергорынок в Корее, по впечатлению В. Ковальчука, является их собственным изобретением, хотя и основывается все-таки на британской модели.
До 2001 года, вся энергетика страны была сосредоточена в руках государственной (до сих пор) компании KEPCO, которая владела и управляла 100% генерации, всеми сетями от 0,4 до 345 кВ, продавала энергию конечным потребителям и отвечала за балансировку системы.
После 2001 года было принято решение провести анбандлинг (хотя и причины, сподвигшие корейских чиновников на это не до конца ясны), который с первого раза не совсем удался: независимые поставщики электроэнергии и трейдеры не появились. Поэтому пришлось идти на компромисс, и в итоге текущая модель выглядит следующим образом:
Компании на рынке
«Компания KEPCO и дальше владеет и управляет всеми сетями (831 подстанция 154, 345 и 765 кВ, более 30 тыс. км линий во всех классах напряжения, сеть 22.9 кВ и 0,4). Она же отвечает за сбыт. Она обеспечивает коммерческий учет. Независимых поставщиков нет. Вся электроэнергия продается компании KEPCO, а только потом - потребителям», пишет глава НЭК «Укрэнерго» на своей странице в Facebook.
При этом, по его словам, часть генерации также осталась за ней, но не напрямую - были созданы отдельные юридические лица, владельцем которых является KEPCO, но в которых функционируют независимые наблюдательные советы и правления. В то же время KEPCO не определяет цены, для этого есть биржа, подчеркивает В. Ковальчук.
Компания KPX имеет две основные функции. Она обеспечивает работу рынка на сутки вперед и внутрисуточный рынок. На них продается 99% электроэнергии. «Производители дают ценовые заявки, каждый контрактируется в соответствии с заявленной цены. Все члены рынка являются донорами KPX, платят членские взносы. Каждый новый производитель присоединяется к этой системе», - рассказывает директор НЭК.
При этом компания отвечает за устойчивость системы, обеспечивает прогнозирование (в том числе долгосрочное - на 15 лет) балансировки и осуществляет диспетчеризацию энергосистемы. Имеет собственную систему прогноза погоды и оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Энергобаланс
По данным, приведенным г-ном Ковальчуком, общая установленная мощность Южной Кореи составляет 110 тыс. МВт. Среднедоступная мощность (с учетом ремонтной кампании) около 90 тыс. МВт. Максимум потребления (летом) составляет 85 ГВт, весной - 66 - 72 ГВт. При этом минимум на 15-18% меньше, и в целом, график потребления более равномерный, чем в Украине.
21% энергобаланса покрывает атомная генерация, 4,2% - гидро. Всеми объектами атомной и гидро- генерации (24 атомных блока + еще 3 строятся и 16 гидроагрегатов) владеет и управляет отдельная государственная компания "Корейские атомные и гидроэлектростанции".
29% покрывает угольная генерация (в основном битуминозные угли, немного антрацитовых блоков), 33% - парогазовые станции - самый дорогой вид энергии, который является главным инструментов балансирования в Корее. 3,7% - блоки на сырой нефти.
Остальные около 9% - солнце, ветер, биомасса, сжигание отходов и другие альтернативные источники. При этом субсидирование возобновляемых источников в Корее не практикуют.
Тарифы
«Специальных тарифов для них нет. Но компании, которые не развивают возобновляемые источники плюсом к своей тепловой генерации, вынуждены тратить средства на "зеленые сертификаты", которые идут на компенсации тем, у кого есть только зеленые источники. Немного превратно, но работает - возобновляемые растут до 50% в год. И потребитель не страдает цене))», - пишет директор «Укрэнерго»
Такой подход является причиной того, что у всех генерирующих компаний работает микс - уголь, газ, ветер или солнце.
«Государство косвенно контролирует 71,3% генерации в стране. Остальные 28,5% - независимые производители. Их всего более 1300 компаний... Этот сегмент стремительно развивается, как большие новые парогазовые станции, так и малые частные солнечные по 10 кВт».
Конкуренция на бирже безумная, цена атомной и гидроэнергии контролируется государством, другие же борются за конкуренцию, «грызут друг друга по-честному», говорит Ковальчук, отмечая, что самое интересное - это цены на генерацию.
«Как вы знаете, в Корее топлива нет. Вообще. Есть дрова, немного солнца, неплохой ветер, но ископаемого топлива нету. Уран обогащать им не дают, поэтому покупают. Нефти нету, газа нет, уголь тоже ек. Все везут из-за границы. Если по-честному, за границей у них есть и собственные месторождения, но меньшая доля. В основном чистый импорт. Вьетнам, Австралия, другие. То есть, в топливном балансе импорт 95%!»
Оптовые цены в среднем: атомная генерация - до 4 американских центов за 1 кВт-ч (1,04 грн). угольная - менее 5 центов/кВт-ч (1,30 грн). газовая - 8 центов/кВт-ч (2,08 грн), возобновляемые- 7 - 8,5 центов/кВт-ч (2,01 грн).
«Микс на минимуме (это у них 4 утра) обходится в 5,6 центов (1,46 грн). Максимум в 15 часов - 7,2 цента (1,87 грн). Все за киловатт-час».
Розничные цены: промышленность - 8 центов/кВт-ч (2,08), бизнес/коммунальные, муниципальные предприятия - 9 центов/кВт-ч (2,34), население - 10 центов/кВт-ч - 2,6 грн(!).
Тарифы устанавливает государство, пересматриваются в случае необходимости раз в два года. Риски по колебанию цены топлива в краткосрочном периоде несет производитель и трейдер, пишет глава Укрэнерго.
Инвестиции и «взвешенная государственная политика»
«В гривни считайте сами и сравнивайте. Особенно угольную генерацию и зеленых. Будете неприятно удивлены. Цена для промышленности почти как у нас. Но давайте учитывать качество энергии. Проблем с напряжением нет как таковой. Отключение (CTAIDI) - 10 минут в год на одного абонента! Поищите, у кого меньше. Я не нашел. При этом темпы обновления оборудования впечатляют. План инвестиций на 2011 - 2020 год в весь энергетический сектор был определен на уровне $60 млрд. 65% уже освоено. И это в основном собственные средства и размещения облигаций. Кредиты почти не привлекают, хотя ставки - не более 2% годовых».
В частности, KEPCO только в систему коммерческого учета вкладывает 1,5 млрд. и к 2022 году все 22 млн абонентов получат 100% «умных» счетчиков с измерением качества. На сегодняшнем этапе подключение к умной системе учета энергопотребления уже завершено для всех промышленных предприятий и 35% домохозяйств.
Также В. Ковальчук упомянул о развитии системы микрогрид:
«Микрогрид развивают на всех островах, установлено уже 376 МВт систем хранения энергии, которые обеспечивают регулирование частоты... Никаких отдельных тарифов, окупаемость исключительно за счет уменьшения объема балансировки дорогими блоками на природном газе. Вот что такое взвешенная государственная политика, правильная энергетическая стратегия и экономика, растет» подытожил директор НЭК «Укрэнерго».
"Ну и интересное: четыре года назад все государственные компании в сфере энергетики выселили из столицы за 300 км. Построили целый город с офисными, новыми диспетчерскими центрами, жилыми домами и тому подобное. Компании вкладывали в строительство офисов собственные средства. Сотрудники жилье купили или снимают, ничего никому не дарили. Некоторые ездят на работу из Сеула.", - приписал В. Ковальчук в своем посте на Facebook.
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber