Об этом сообщил председатель правления "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий на пресс-коференции.
Как пояснил Кудрицкий, суть задолженности, возникающей у "Укрэнерго" перед "ГарПоком" в рамках ПСО по населению и "зеленой" генерацией, состоит в разнице между ценой э/э, проданной "ГарПоком", и его финансовыми обязательствами перед производителями э/э из возобновляемых источников (ВИЭ) и поставщиками универсальных услуг (ПУУ), которые продают э/э населению.
"Очень многое зависит от эффективности продаж "ГарПоком" той электроэнергии, которой он распоряжается. "ГарПок" имеет электроэнергию из трех основных источников. Это ВИЭ, "Энергоатом" и "Укргидроэнерго". Чем дороже "ГарПок" продаст мегаватт-часы из этих трех источников, тем, соответственно, меньше расходов понесет "Укрэнерго" на компенсацию дефицита средств "ГарПока", ‒ сказал глава "Укрэнерго".
По его словам, в 2020 году "ГарПок" не смог продать существенные объемы э/э на рынке "на сутки вперед" (РСВ) и рынке двусторонних договоров (ДД), вследствие чего реализовывал ресурс на балансирующем рынке с существенным дисконтом.
При этом в отдельные дни объемы небаланса, то есть объемы э/э, которую "ГарПок" продавал на БР, достигали 16% общего потребления э/э в стране.
"Часть наших убытков ("Укрэнерго" ) естественно связана с тем, что стратегия продаж "ГарПока" на протяжении 2020 года была неоптимальной, и балансирующий рынок имел чрезмерный объем", ‒ констатировал Кудрицкий.
Однако вследствие внесения ряда изменений в правила рынка, включая отмену НКРЭКУ нижнего price cap на БР с 1 марта, объемы небалансов "ГарПока" на БР в марте 2021 года снизились по сравнению с мартом 2020 года в 3,6 раза – до 616 тыс. МВт-ч.
"То есть, регулятор стимулировал производителей электроэнергии не попадать на балансирующий рынок, он сделал БР штрафной площадкой для всех игроков. И это возымело положительный эффект, который мы наблюдаем и в марте, и в апреле, когда объемы небалансов радикально ниже, чем в прошлом году", ‒ подытожил глава "Укрэнерго", назвав отмену price cap положительным фактором улучшения финансового состояния НЭК.
До 1 марта 2021 года нижнее предельное ограничение цены на БР составляло 55% фактической цены э/э на РСВ.
Ранее сообщалось, что ЕУЭА просит НКРЭКУ упразднить действие price cap на энергорынке
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber