Большинство ученых связывают глобальное потепление с антропогенным влиянием деятельности человека на окружающую среду, в первую очередь с выбросами парниковых газов, которые являются негативным «побочным эффектом» таких секторов как энергетика, транспорт и промышленность.
В декабре 2015 года 196 стран подписали Парижское климатическое соглашение, подтвердив свои намерения приложить максимум усилий для снижения выбросов парниковых газов. Данный документ обязывает ратифицировавшие его страны (пока 96 стран), сделать все возможное, чтобы удержать рост средней температуры планеты на уровне не более 2 °C к 2100 году. Цель эта является довольно амбициозной, и, согласно некоторым подсчетам, для ее достижения необходимо будет отказаться от ввода новых углеродных мощностей (то есть от новых ТЭС без систем улавливания выбросов углерода) уже в 2050-х годах.
Как ожидается, основной «удар» климатические цели нанесут по угольной энергетике, так как газ на ее фоне считается «чистой» технологией. Так, уже в этом году 22 крупнейших коммерческих банка отказались от финансирования новых проектов, связанных с угольным сектором, будь то разработка шахт, или строительство угольных ТЭС. Некоторые страны уже объявили о намерениях вывести из эксплуатации все угольные энергомощности: Великобритания - до 2025 года (страна потратит 730 млн фунтов стерлингов на строительство ВИЭ, взамен выведенных мощностей), Франция - до 2023 года, Нидерланды - до 2030 года, тогда как другие, такие как Дания, переводят угольные станции на биотопливо (которое считается «зеленым» источником, несмотря на некоторый объем парниковых выбросов, выделяемых при сжигании).
Уже сейчас, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), угольная генерация уступает по темпам развития возобновляемой энергетике - в 2015 году мощность «зеленой» энергии превысила 153 ГВт (около 55% от всех новых мощностей), из которых мощности новых ветростанций составили 63 ГВт, солнечных - 49 ГВт.
В то же время не только «зеленые» источники энергии получат преимущества для развития, «антиуглеродный рейд» вполне вероятно вызовет новый бум в строительстве атомных и гидроэнергетических мощностей, которые также не загрязняют атмосферу углеродными выбросами, хоть и несут в себе некоторые «экологические компромиссы» (например, затопление территорий при сооружении водохранилищ для ГЭС, и радиационные риски, в случае АЭС). Рост атомных мощностей особенно коснется развивающихся стран Азии, таких как Китай (где очень остро стоит вопрос загрязнения воздуха, и где есть собственные ядерные технологии) Индия, Бангладеш (на фоне дефицита электроснабжения), в которых общественное мнение достаточно лояльно, или хотя бы нейтрально, в вопросах радиационной безопасности, в отличие от Японии, например.
Страны же, которые не желают подвергать себя потенциальной опасности ядерной аварии, и отказываются от атомной генерации, такие как Германия (должна закрыть все АЭС до 2022), будут вынуждены ускорять темпы развития ВИЭ, и искать новые финансовые инструменты их поощрения, взамен урезаемым уже сейчас государственным субсидиям.
Растущие требования к выбросам также будут выгодны для развития электротранспорта, который считается «зеленой» альтернативной автомобилям, использующим ископаемое топливо, ответственным за значительную часть выбросов в глобальном масштабе.
Анна Литвинюк
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber