В этой статье рассказывается, почему Россия в январе 2020 года начнет Третью газовую войну против Украины, полностью отключив транзит своего газа в Западную и Южную Европу. Даже если трехсторонняя группа и достигнет каких-то договоренностей по транзиту, а также подпишет необходимые документы.
Никакого рационального подхода, только политическое давление
«Северный поток – 2» будет построен к концу 2019-го, несмотря на все угрозы различными санкциями со стороны руководства США в сторону европейских компаний и стран. «Северный поток» – проект сугубо политический, и направлен на то, чтобы максимально сократить Украине источники финансовых поступлений. Ведь транзит российского газа отечественной ГТС приносил $2–3 млрд доходов в год.
Мощность украинской ГТС на выходе на западной границе составляет 179 млрд кубометров газа в год. Однако никогда в жизни она такой объем не прокачивала: максимальные объемы составляли 130 млрд «кубов»/год в начале 1990-х. Затем они ежегодно сокращались, и в последнее время находятся на уровне 80–90 млрд «кубов» ежегодно.
Вместе с тем Россия активно строила обходные газопроводы: в 1999 году через Беларусь и Польшу – первая очередь «Ямал – Европа» мощностью почти 33 млрд в год, на которую вышла в 2006 году, после Первой газовой войны; в 2003 году – через Черное море была проложена первая очередь «Голубого потока» мощностью 16 млрд «кубов» в год, которой достигла в 2017 году. Предыдущие проекты предусматривали на обоих газопроводах строительство и вторых очередей, но впоследствии «Газпром» передумал. В проекте «Ямал – Европа» вторая очередь трансформировалась в проект «Северный поток – 1, 2», в «Голубом потоке» – в новый газопровод «Турецкий поток», который также должны запустить в 2020 году.
Общая мощность обоих «Северных потоков» составит 110 млрд «кубов» газа в год. «Турецкого», который будет выходить в южную Европу, – 32 млрд «кубов» в год. Для Украины ничего не остается.
Почему так трудно определить тариф на транзит газа по «Северному потоку»?
Прокачка газа по всей протяженности труб «Северного потока» идет с помощью только двух компрессорных станций на российском побережье Балтийского моря: для первого потока станция расположена в Выборге, для второго – в порту Усть-Луга. Мощность этих компрессорных станций достигает 366 МВт (для сравнения: мощность крупнейшего угольного блока на ТЭЦ – 300 МВт, а наименьшего атомного блока – 440 МВт). Только представьте, какое количество газа россияне сжигают на этих компрессорах, чтобы обеспечить давление в трубе на уровне 220 атмосфер, и чтобы за 12–14 дней газ пришел от российского к германскому берегу. К тому же летом и зимой эти потребности сильно различаются.
Другие технические недостатки проекта «Северный поток» состоят в том, что он проложен по дну холодного Балтийского моря. Газ в трубе протяженностью 1220 км очень сильно охлаждается и становится слишком «мокрым». И когда он доходит до немецкого пункта приема – Грайфсвальд – его необходимо дополнительно «осушать», чтобы довести до европейских стандартов и запустить в общую европейскую газовую систему. В трубопроводе же постоянно скапливается вода, и его приходится периодически останавливать, чтобы ее «слить».
Весной 2010 года «Газпром» начал строить «Северный поток». Тогда прозвучал предварительно рассчитанный тариф – $5,75 за 1000 «кубов» на 100 км. То есть стоимость прокачки газа на все расстояние – 1220 км – составила $70,15 за 1000 «кубов». Это едва ли не самая высокая стоимость в Европе.
Для сравнения: по трубопроводам Украины газ идет 36–48 часов, давление – до 75 атмосфер, тариф на тот момент не достигал и $2 за 1000 «кубов».
Первая газовая война
Причиной всех российско-украинских газовых войн была цена газа и посредники, через которых этот газ поставляется. Первая газовая война 2006 года длилась четыре дня. Примерно в 20:00 31 декабря 2005 года по приказу Центрального диспетчерского управления «Газпрома» российские компрессорные станции на границе с Украиной начали сокращать объемы прокачки. Газ для Западной Европы шел в полном объеме, а для Украины предоставление объемов прекратили. И утром 1 января 2006 года «Газпром» объявил, что для Украины газ перекрыт, а украинские политики виноваты в том, что не купили у российского монополиста газ на его условиях, поэтому «простые люди» в городах и селах будут замерзать и голодать.
Впрочем, еще пару дней Украина пользовалась газом по полной, потому что, как объяснил тогдашний премьер-министр Юрий Ехануров, страна потребляла туркменский газ, который зашел на нашу территорию еще до Нового года, и два дня транспортировался по трубам к западной границе. Россияне пытались обвинить Украину в «воровстве» экспортного газа, но вынуждены были признать, что просчитались: забыли о туркменском газе, который в то время Украина также покупала. Впрочем, уже в ночь с 3 на 4 января Москва нам же «впарила» своего нового посредника – «РосУкрЭнерго», а заодно через него повысила цену газа с $50 до $95 за 1000 «кубов». Поставки возобновились в полном объеме, и ничего кроме скандалов работа этого посредника Украине не принесла.
Вторая газовая война
Подготовка ко Второй газовой войне 2009 года со стороны России началась за полтора-два месяца. Уже в ноябре 2008 года «Газпром» на крупнейших месторождениях начал «закрывать» скважины-миллионники, то есть те, что дают 1 млн кубометров газа в сутки. Потому что нельзя одновременно перекрыть трубы диаметром почти полтора метра, по которым транспортируется газ, и не закрыть скважины – надо куда-то девать добытый газ. Итак, уже с ноября было понятно, что россияне учли предыдущие ошибки и готовят большую «техническую ловушку».
Украинское правительство во главе с премьер-министром (тогда это была Юлия Тимошенко) должно было бы вести активные переговоры с «Газпромом» и правительством РФ о цене на газ, объемах, условиях транзита. Но ничего этого не происходило, только курсировали слухи, что президент Виктор Ющенко требует от правительства заключить прямые контракты с «Газпромом», без всяких посредников, а правительство подыскивает какого-то своего посредника, с которым уже Юлии Тимошенко было бы выгодно работать. Чаще всего звучало название компании «Итера» и имя ее руководителя Игоря Макарова.
Поэтому технические департаменты «Укртрансгаза» в Киеве и в региональных подразделениях разрабатывали план работы украинской ГТС – второй по мощности в Европе – без транзита российского газа. Все началось вечером 31 декабря 2008 года: россияне постепенно сокращали прокачку газа в направлении Украины, а наши специалисты – закрывали транзит в Европу на западной границе и разворачивали подземные хранилища и компрессорные станции в реверсный режим.
Уже 1 января 2009 года украинская ГТС работал не с востока на запад, а наоборот – из западных ПХГ газ «катался» на 1200 км до восточных границ Луганской и Донецкой областей. Такого не делал никто и нигде в мире: без испытаний и практик огромную систему протяженностью в 37 000 км за пару дней развернуть и настроить на работу в реверсе. Никто не знал, сколько времени система сможет проработать в таком режиме.
Европа давила на Россию и «Газпром», требуя газ, который заранее законтрактовала. Напомним, газотранспортная система Украины состоит из нескольких крупных магистральных газопроводов, транспортирующих газ в разные направления и страны. Например, «Уренгой – Помары – Ужгород» и «Прогресс» заходят со стороны Курской области, и транспортируют газ в Ужгород, на границу со Словакией, а оттуда он идет дальше в Западную Европу. Поэтому технически эти трубы можно было запустить, чтобы Европа получала газ, а Украина – просто его не брала.
«Газпром» решил выкрутить Украине руки, начав требовать, чтобы «Укртрансгаз» этими трубами передавал газ в Молдову и далее на Румынию, Венгрию, Болгарию. И для этого нужно было бы полностью прекратить работу нашей ГТС в реверсном режиме, то есть потребители Украины остались бы без газа вообще. В руководстве газовых компаний Украины и России на тот момент было много специалистов, которые вместе развивали газовую отрасль еще во времена Советского Союза. Россияне не победили
Дожали всех европейцы, которым надоело сидеть без газа. И россияне не чувствовали себя победителями, потому что при подписании газового контракта в ночь на 19 января 2009 года Украина все еще самостоятельно держала свою газовую систему.. Ни с кем из специалистов «Укртрансгаза» технические условия поставки и транзита не согласовывались.
Правда, украинские газотранспортники уже испытывали определенные проблемы: зима выдалась очень морозной, потребление газа было высоким, и на некоторые направления компрессорные станции уже не могли подавать газ в необходимых объемах. Потребители на «конечных ветвях» начали забирать буферный газ из трубы, давление в системе стало падать. Предел прочности оставался разве что в несколько дней. И все же Украина держалась. Возвращали ГТС к работе в обычном режиме по алгоритму украинских газотранспортников.
Подготовка к отключению происходит заранее
Сегодня «Газпром» объявил о большом ремонте «Северного потока – 1», который запланирован летом 2019 года. А также начал активно выводить из эксплуатации компрессорные цеха на своих больших компрессорных станциях (КС), работающих в украинском направлении со стороны Луганской, Донецкой и Сумской областей. В общем до 2020 года будут выведены семь цехов на КС «Должанская», «Курская» и «Донская». Это как раз те станции, которые прокачивали газ в направлении Ужгорода, на Словакию, Румынию, Польшу, Венгрию, Чехию.
У этих стран были долгосрочные контракты на покупку значительных объемов российского энергоресурса, которые продолжались иногда до 2028–2032 годов. Но, похоже, «Газпром» решил досрочно прекратить их контракты и перевести эти страны на другие источники поставок газа. Через тот же «Северный поток», который летом отремонтируют. И расчеты НАК «Нафтогаз Украины» перенести пункты купли-продажи газа на восточную границу Украины уже становятся призрачными.
Но самое страшное другое: именно из этих направлений транзит российского газа обеспечивал буферный баланс узлов Северного, Восточного и Южного промышленных регионов. Это принцип сообщающихся сосудов: не останется транзита – не будет буферного газа для устойчивой транспортировки собственного газа потребителям, как промышленным, так и бытовым. Значит, придется закачивать и постоянно поддерживать баланс за счет собственного украинского газа. А его надо где-то взять и заплатить за него, поэтому цена может и возрасти.
Чего ждать?
Россия в 2020 году прекратит транзит, пусть на несколько недель или месяцев. А после того как Украина построит новую структуру поставок и распределения газа по внутренней газотранспортной системе, РФ согласится на мизерный транзит. Но начнет требовать, чтобы его делали из совершенно несопоставимых точек входа-выхода, как это было в 2009 году. Задача одна – разрушить построенную структуру поставок на внутреннем рынке. И здесь важную роль будет играть позиция политического истеблишмента Украины.
Ранее ЭлектроВести писали, что последние 7-8 лет биоэнергетическая отрасль Украины, по данным Госстата, растет ежегодно на 35%. В 2017 году биоэнергетика заместила 3,8 млрд куб м газа, годом ранее – 3,5 млрд куб м. Для замещения этого количества газа используется около 5 тыс. МВт тепловых мощностей на биомассе.
Также на городском полигоне твердых бытовых отходов Кропивницкого будут добывать биогаз с производством 4,18 МВт-ч электроэнергии в год.
Ещё в Херсонской области агрохолдинг «Авангард», который входит в группу компаний Укрлендфарминг (Ukrlandfarming), запустил в работу первую очередь биогазового комплекса мощностью 3,12 МВт, для производства электроэнергии из отходов птицефабрики "Чернобаевка".
Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber